Как правило, каждый маркированный товар помещен в упаковку, на которую нанесен код Data Matrix. Чтобы изделия было легче транспортировать, осуществлять отгрузку, хранение и учет, участники госсистемы «Честный ЗНАК» («ЧЗ») комплектуют их в транспортную тару, используя при этом метод агрегации. Исходные двухмерные символики привязываются к объединенной транспортной единице. Ей присваивается уникальное средство идентификации, по которому отслеживаются индивидуальные коды.
Расскажем, что такое агрегация маркированного товара и она как осуществляется. Объясним, как вести учет агрегированной продукции, зачем нужен терминал сбора данных и какие программы лучше использовать. Вы также узнаете, какие виды транспортной упаковки товаров существуют, как ее реагрегировать и расформировать.

Что такое обязательная маркировка «Честный ЗНАК» и кого она касается
Работа системы маркировки направлена на борьбу с контрафактной и некачественной продукцией. «ЧЗ» открывает дорогу «белому» бизнесу, параллельно наделяя государство дополнительными рычагами управления.
Обязательная маркировка уже распространяется на 16 категорий товаров. Еще 14 — на стадии эксперимента.
Участники системы «ЧЗ» — изготовители, импортеры компании, работающие в рознице. У каждого свои задачи и обязанности:
Участники товарного оборота |
Действия с маркированными товарами |
Производители |
изготавливают продукцию; заказывают идентификаторы и наносят их на упаковку; отгружают товарные партии |
Импортеры |
оформляют документы на ввоз изделий; проводят таможенное оформление; выполняют отгрузку партии из зоны таможенного контроля; вводят Data Matrix в оборот |
Импортеры ЕАЭС |
подают данные на ввоз грузов на территорию РФ; вводят двухмерные символики в оборот |
Ритейлеры |
принимают изделия у поставщиков; осуществляют продажу продукции и выводят коды идентификации из оборота |
Агрегация маркированного товара: зачем нужна, ее виды
Агрегация товаров сокращает время на верификацию Data Matrix при поставке изделий оптом. С помощью агрегированного кода отслеживают движение продукции по цепочке «отгрузка — перевозка — доставка», не вскрывая транспортную тару (короба, палеты и т. п.). Это ускоряет передачу партии новому собственнику, оптимизирует учет маркированных товаров на складе.
Как вести работу с агрегацией и какой ее вид выбрать, обусловлено уровнем автоматизации предприятия, форм-факторами товаров и наличием/отсутствием укладочных столов.
Вид агрегации |
Когда используют |
Выполняемые действия |
Ручная |
Если операции выполняются вручную |
Специалист сканирует идентификаторы вручную. Печатаются наклейки с кодами для сгруппированной продукции |
Полуавтоматическая |
Если есть укладочные столы |
Агрегационный стол сканирует двухмерные символики, печатает групповую наклейку |
Автоматическая |
Если агрегируемый товар — в твердой упаковке |
Камера технического зрения считывает Data Matrix и отправляет задание на принтер этикеток |
Разделение потока |
Если агрегируемый товар — в мягкой упаковке |
Сортировщик и камера технического зрения располагают продукцию на несколько агрегационных столов, происходит сканирование кодов и печать идентификаторов |
При агрегировании используются разные средства идентификации, какие именно — рассмотрим далее.
Код идентификации транспортной упаковки (КИТУ)
Это уникальный набор символов. Присваивается транспортной таре. Длина идентификатора может варьироваться от 18 до 74 знаков и содержит:
- заглавные/строчные буквы латиницей;
- цифры от 0 до 9;
- знаки «%», «&», «'», «"», «(», «)», «*», «+», «,», «-», «_», «.», «/», «:», «;», «<», «=», «>», «?», «!».
Состав КИТУ определяет сам участник «ЧЗ». Средство идентификации бывает:
- линейным (Code 128, UPC, EAN);
- двухмерным (QR Code, Data Matrix).
Он бесплатный, используется при группировке изделий в транспортную тару. Применять дубликаты недопустимо. Нередко в роли КИТУ задействуют SSCC (серийный код транспортной упаковки).
Код индивидуальной групповой упаковки (КИГУ)
Он облегчает реализацию собранного в групповую тару груза на кассе. Предприниматели заказывают его в своем личном кабинете (ЛК) на сайте «ЧЗ» — через вкладку «Станция управления заказами». Услуга платная.
Формат символики — GS1 Data Matrix. Упаковка с КИГУ не может быть расформирована и изменена участниками товарной цепи до момента приобретения ее потребителем.
Агрегированный таможенный код (АТК)
Речь идет о так называемой виртуальной упаковке, благодаря которой упрощается взаимодействие с ФТС во время таможенного оформления. АТК объединяет изделия одной товарной категории и с одним кодом ТН ВЭД. Он предназначен для упаковки товара, который:
- выпускается на российский рынок;
- реимпортируется;
- экспортируется, реэкспортируется;
- временно вывозится за пределы страны.
Максимальное число знаков в составе АТК не должно превышать 25. Внутри одного допускается не более 10 000 индивидуальных Data Matrix.
Он необязателен для ввода импортной продукции в оборот. Разрешена отгрузка маркированного товара, его перевозка и хранение без нанесения АТК на транспортную тару.

Инструкция по формированию сведений об агрегировании товаров
Агрегация маркированного товара происходит только в рамках одной группы продукции. Для этого предпринимателю требуется:
- Создать самостоятельно/получить в «ЧЗ» средство идентификации транспортной тары.
- Нанести код на упаковку.
- Открыть ЛК на сайте системы прослеживаемости, перейти во вкладку «Документы».
- Нажать кнопку «Добавить» → «Агрегирование».
Появится специальная форма, в которой необходимо заполнить пустые поля. Затем — кликнуть на кнопку «Добавить товары» и отметить «флажками» нужные из предложенного перечня.
Для чего используется транспортная упаковка товаров
Транспортная упаковка товара защищает груз во время его перевозки, хранения и отгрузки. Должна отвечать требованиям ГОСТ 17527-2020. Виды транспортной тары различны. Это вызвано категорией и массой продукции, дальностью перевозки, факторами внешней среды и другими параметрами. Выделим виды транспортной тары в зависимости от частоты использования:
- разовая — для однократной доставки грузов;
- многооборотная — используется транспортными компаниями несколько раз.
Транспортная упаковка также дифференцируется по степени прочности. Ее выпускают мягкой и жесткой. Она может быть разборной/неразборной и предназначаться для разного вида товаров:
- жидкостей;
- сыпучих материалов;
- штучных изделий.
При производстве тары задействуют разные технологии. Упаковку делают литьевой, термоформованной, склеенной, вспененной, сварной. Материалами чаще всего выступают поливинилхлорид, дерево, металл. Это влияет на цену упаковки.
Работа с транспортной упаковкой: реагрегация, расформирование
Агрегированная транспортная единица составлена по типу матрешки — каждый более крупный ярус содержит меньший по величине. В агрегированный код контейнера заключены идентификаторы палет, они содержат штрих-коды коробок, а в них — коды потребительской упаковки товаров.
Транспортная тара может быть реагрегирована — в нее поштучно добавляют или, наоборот, так же поштучно изымают индивидуальные коды. Бизнесмен осуществляет действие в своем ЛК «ЧЗ». Он проходит в раздел «Маркировка», далее:
- Выбирает вкладку «Коды маркировки» → «Транспортная упаковка» → «Состав вложения упаковки» → «Трансформировать».
- Нажимает кнопку «Добавить товары»/«Удалить» (исходя из задачи) и устанавливает флажки напротив изделий из перечня.
Чтобы транспортная упаковка товара была полностью расформирована, вместо кнопки «Трансформировать» выбирают «Расформировать». Система осуществляет действие без запроса на подтверждение операции.
Агрегация маркируемой продукции в ПО DataMobile: инструкция для пользователя
При приемке транспортные упаковки и коды на них должны быть проверены. Для этого удобнее всего использовать терминал сбора данных (ТСД). Он оснащен встроенным сканером штрих-кодов. ТСД считывает средство идентификации, обрабатывает информацию и передает ее в базу на компьютер.
На терминал сбора данных нужно установить программное обеспечение для автоматизации учета. Мы рекомендуем DataMobile — отечественную разработку, включенную в Единый реестр российских программ. С ним работа с маркированным товаром на складе будет быстрее и проще. Нужно только дополнительно установить программный модуль Маркировка.
С помощью этого ПО можно ускорить поступление груза на склад, осуществить его адресное хранение и агрегацию. Софт можно интегрировать с 1С (DataMobile поддерживает все типовые конфигурации). Для агрегации необходимо:
- Открыть шаблон в 1С, указать тип ввода упаковочных листов, вид продукции, наименование организации.
- Выгрузить документ на ТСД.
- Перейти в приложение DataMobile и загрузить шаблон.
- Создать документ, кликнув на «Добавить» и отсканировать код групповой тары.
- Выгрузить сведения с терминала сбора данных в Диспетчер и нажать на «Завершить».
DataMobile позволяет генерировать и печатать SSCC-коды, использовать предварительно сформированные идентификаторы, записывать штрих-коды упаковок товаров в справочник 1С.
Итог
Агрегация позволяет объединить единичные грузы в потребительских упаковках в единую транспортную тару. Она различается по размерам (контейнер, палета, короб), материалам изготовления и цене. Удобнее всего вести учет маркированного товара в 1С и автоматизировать операции с использованием ТСД и ПО DataMobile. Программное решение позволяет сформировать документ агрегации и передать данные в «ЧЗ». DataMobile работает со всеми версиями 1С. Список конфигураций постоянно пополняется. ТСД с DataMobile позволит автоматизировать учет агрегированной продукции на складе.
