Маркировка в Честном знаке коснулась большого количества товаров, традиционно популярных в сервисах доставки. Уже с 1 июля 2020 года нельзя будет продать ни одну пару обуви без указания в чеке кода маркировки. В апреле 2020 года подписали закон, который позволяет продавать через интернет лекарства. С января 2021 года заработает маркировка и для одежды. У многих участников рынка возникает много вопросов, как правильно оформить продажу маркированных товаров при дистанционной торговле, в какой момент передать коды маркировки, и кто обязан это делать.
Основным законом, регламентирующим розничную продажу маркированных товаров, является ФЗ-54, в котором сказано, что в чеке, в отдельном регистре, должен быть записан код идентификации. В бумажном чеке сточка с маркированным товаром будет помечаться символами [М], а в электронном чеке можно будет увидеть код идентификации целиком. Такой чек должен быть выдан покупателю в бумажном или электронном виде, в момент передачи товара.
Самое очевидное, что можно предложить для полного соблюдения закона, это выдать каждому курьеру кассовый аппарат с возможностью сканирования DataMatrix с упаковки маркированного товара. Например, хорошим вариантом будет использование комбинированного устройства POSCENTER BANK-Ф, в котором совмещена функция пробития чеков и приема банковских карт. А для работы с заказами на него устанавливается специализированное программное обеспечение для курьеров DM:Доставка, в котором можно отредактировать заказ, если клиент отказывается от части позиций, а для оставшихся позиций с помощью встроенной камеры отсканировать коды маркировки.
В качестве альтернативы в последнее время всё больше приобретают решения с удаленной фискализацией. Это может быть облачный сервис, например, АТОЛ Онлайн, или обычный фискальный регистратор, доступный через интернет. Облачный сервис, как правило, работает надежнее – каналы связи до кассы, питание резервируются, большая нагрузка автоматически распределяется между несколькими кассами. Такое решение выбирают компании, для которых интернет-торговля является критически важным бизнес-процессом. Использование облачного сервиса позволяет отказаться от необходимости приобретать каждому курьеру свою кассу. Регулярные платежи также снижаются, ведь не нужно на каждой кассе менять фискальный накопитель.
В качестве устройств для курьеров, в таком случае, рекомендуется использовать защищенные мобильные компьютеры, например, Honeywell Scanpal EDA51 с DM:Доставкой. Предприятие получает сразу несколько преимуществ:
- Для маркированных товаров в мобильный компьютер встроен профессиональный сканер штрихкодов. Это важно, когда маркированных товаров продается много. Как показала практика, камера мобильного телефона уверенно считывает DataMatrix только при хорошем освещении. Да и сам код должен быть безупречен по качеству. Нанесенные на неровную поверхность или немного поврежденные коды камера мобильного телефона считать уже не в состоянии. Встроенный сканер штрихкодов в мобильный компьютер мгновенно читает DataMatrix при любом освещении и с любых поверхностей.
- Корпус мобильного компьютера выполнен из специального нехрупкого пластика, стекло, как правило толще, а корпус выступает над стеклом. Всё это делается для того, чтобы при падении с одного-полутора метров мобильный компьютер не ломался.
- В операционной системе мобильных компьютеров встроены дополнительные средства для обеспечения безопасной работы в интернете. Состояние мобильного компьютера отслеживается удаленно, администратор может без физического доступа обновить программное обеспечение.
Казалось бы, значительные инвестиции на начальном этапе окупятся в дальнейшей работе. Не будет потери информации о заказах, потому что сломалось устройство. Не будет отказов от продажи, потому что не читается код маркировки с упаковки.
Курьеру с DM:Доставкой на мобильном компьютере достаточно будет отредактировать заказ, удалив из него не подошедшую обувь или одежду, с остальной быстро считать коды идентификации и отправить чек на облачную кассу. Клиент сразу получит чек на электронную почту или мобильный телефон.
Еще одной непростой ситуацией является доставка маркированных товаров через службу доставки на аутсорсинге. Пробитие чеков, в этом случае, возлагается на службу доставки, которая работает по агентскому договору. Торгующее предприятие должно оформить передачу кодов маркировки службе доставки. Оформляется эта операция специальным документом, который передается в Честный знак со списком всех кодов маркировки. Если какие-то товары возвращаются, то оформляется документ – возврат, в котором также указываются коды.
Для быстрой и безошибочной работы на складе по формированию заказов на передачу в службу доставки часто используются терминалы сбора данных с ПО DataMobile Маркировка. Заявка на сборку заказа выгружается на ТСД кладовщика. Кладовщик во время комплектования заказа считывает с каждой упаковки код маркировки. Собранный заказ с кодами маркировки сначала выгружается в товароучетную программу, а следом и в Честный знак.
Все возвращенные заказы кладовщик считывает также, по позициям. Терминал сбора данных контролирует, чтобы не было возврата товара, такого же, как был в заказе, но с другим кодом маркировки. Проверенный возврат также выгружается в товароучетную программу и в Честный знак.
Программное обеспечение DataMobile и DM:Доставка «из коробки» работает со всеми распространенными товароучетными системами на рынке, как под управлением 1С, так и с другими системами.
Использование современного ПО и аппаратных решений позволяет достаточно быстро подготовиться к решению новых задач, таких как работа с маркировкой. Специалисты компании Сканпорт готовы проконсультировать по подбору ПО и железа под любой проект, поможет с выстраиванием процессов для уже существующего бизнеса.