В России до 2024 года система глобальной маркировки должна будет охватить группы товаров. Производство и ритейл уже работают в этой системе с алкогольной продукцией и с меховыми изделиями. Маркировка лекарственных препаратов находится еще в экспериментальном режиме до 31.12.2019 г.
Согласно постановлению Правительства РФ №792-р от 28.04.2018г, перечень обязательной маркировки пополнили 10-ю группами товарных позиций. А из последних новостей также стало известно, что на правительственном совещании, состоявшемся 31 октября, было дано распоряжение о введении продовольственной ЕГАИС, которая должна будет заработать уже к 22.04.2019 г.
Теперь разберемся подробнее.
Что такое «глобальная маркировка»?
Это общеогосударственная система учета производства , импорта и движения всех групп товаров которая обязует присваивать каждому товару уникальный идентификационный код. С помощью него можно отслеживать весь путь движения товара от производителя до покупателя через передачу данных в информационную систему на каждом этапе.
Зачем нужна «глобальная маркировка»?
В нашей стране достаточно много ввезенной и произведенной контрафактной продукции, качество которой не проверишь, разве что «на собственном опыте». Дело в том, что некоторые производители, которые создают некачественный продукт, редко приобретают лицензию и, соответственно, не проходят контроль качества.
Ещё в 2005 году наше правительство начало предпринимать первые шаги к борьбе с контрафактом алкогольной продукции путем введения системы ЕГАИС. Бутылки маркировали кодом PDF417 на производстве и при ввозе спиртной продукции в страну. Эксперимент показал, что количество ввезенных и произведенных спиртных напитков меньше, чем продавалось на тот момент на прилавках. Это означало, что контрафакт продолжал оставаться в стране. Законопроект требовал серьезной доработки.
Для улучшения контроля качества в 2015 году был подписан ФЗ-182. В нем указано, что все магазины обязаны считывать не только товарные штрихкоды, но и акцизные марки на бутылке спиртного при приеме и продаже. Благодаря этому нововведению, количество контрафакта на рынке алкогольной продукции уменьшилось на 20%.
Но это было только начало. По сути контрафактная продукция продается везде, и новый способ, который был призван контролировать качество ‒ это маркировка.
Польза от «глобальной маркировки»
Какие преимущества получают участники рынка:
Потребитель:
- возможность проверить приобретенный товар на качество и легальность;
- инструмент общественного контроля, то есть появляется возможность связаться с производителем и подать жалобу на некачественный товар;
- защиту жизни, здоровья и прав потребителей.
Бизнес:
- снижение издержек и оптимизация бизнес-процессов;
- повышение конкурентоспособности и рост прибыли;
- получение информации о движении товара.
Подробнее о том, какие преимущества есть в обязательной маркировке и какие возможности открываются для бизнеса, читайте в статье по ссылке.
Государство:
- сокращение контрафакта на рынке;
- контроль за движением товаров;
- сокращение теневого рынка и стимуляция работы легальных производителей.
Как работает система «глобальной маркировки»?
Производитель наносит уникальный штрихкод на товар, чтение которого фиксирует переход товара на каждом этапе: при передаче поставщику, выгрузке в магазин и при размещении на полке. После того, как происходит продажа товара, уникальный код выходит из оборота и не дает кассе реализовать контрафакт. А потребитель, в свою очередь, может проверить легальность товара, считав код через мобильное приложение, которое должно скоро появиться.
Перечень товарных групп для маркировки
Список товаров для маркировки будет постепенно пополняться в период с 2019 по 2024 год.
Код маркировки
Стандартным кодом, по которому будет отслеживаться движение товара, выбрали двумерный штрихкод DataMatrix, по-другому ‒ КиЗ (контрольный идентификационный знак).
Через эти коды можно сверить, пришел ли верный товар. Если система выявляет нарушение, то товар не сможет двигаться дальше по всей логистической цепочке.
Что потребуется предпринимателям для работы в новых условиях бизнеса.
Поскольку в системе глобальной маркировки предполагается учет и прослеживаемость посредством считывания двумерных штрихкодов, то всем участникам процесса придется обзавестись сканирующими устройствами с 2d считывателями (сканер и/или ТСД).
Также, связь с системой глобальной маркировки предполагает наличие соответствующих программных систем у предпринимателей, будь то кассовое программное обеспечение или ПО для учета на складе.
Наша компания готова предложить решение этой задачи в комплексе. В нашем интернет-магазине представлен широкий спектр оборудования для автоматизации, а также программное обеспечение класса Back-office и Front-office. Обратившись к нашим менеджерам, вы получите исчерпывающую консультацию по вопросам внедрения процессов учета и интеграции с системой глобальной маркировки.