Как продавать шины с маркировкой, не перемещая их на кассу

Дата публикации: 06.08.2021

Введение обязательной маркировки товаров создало немало трудностей для предпринимателей. В частности, из-за того, что для работы по новым требованиям необходимо перестроить некоторые бизнес-процессы в компании.

Больше всего изменения повлияли на розничных продавцов шин, разрушив привычную схему работы. Шины — крупногабаритный товар, и чтобы отсканировать коды маркировки, нужно каждую единицу перемещать со склада на кассу, что, как минимум, неудобно.

Бизнес оказался перед непростой задачей: обеспечить внесение кодов маркировки (КМ) в кассовый чек, но при этом не совершать лишних передвижений товара. В статье расскажем о новых правилах работы и поделимся решением, как можно продавать шины с маркировкой без проблем и лишних действий.

Подберем сканер для работы с маркировкой. Доставим в любую точку РФ!

Торговля шинами с маркировкой: что изменилось для предпринимателей

С 2020 года в России действуют требования обязательной маркировки шин и автомобильных покрышек штрихкодами Data Matrix. Об этом говорится в Распоряжении Правительства РФ № 792-р от 28 апреля 2018 г*.

Все организации и индивидуальные предприниматели, которые выпускают, продают и импортируют шины, должны работать через единую систему мониторинга — ГИС МТ «Честный ЗНАК». Оператором маркировки является Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). Система предназначена для контроля качества и прослеживаемости товаров с кодами идентификации.

Участники товарооборота должны сканировать уникальные штрихкоды с каждой единицы продукции во время всех операций: приемка на складе, отгрузка партий, торговля шинами с маркировкой в розницу, оформление возврата и др. Все сведения о движении товаров от производителей до покупателей учитываются в «Честном ЗНАКе».

С 1 ноября 2020 года поставщики и производители в обязательном порядке должны маркировать шины кодами Data Matrix, а оптовые и розничные продавцы — передавать сведения о приобретении товаров и их выводе из оборота в «Честный ЗНАК». С 15 декабря 2020 года запрещены оборот, реализация и хранение шин без КМ. Заказывать коды Data Matrix на складские остатки, нераспроданные до 15 декабря, можно было до 1 марта 2021 года.

Маркировать необходимо резиновые, пневматические и полупневматические шины для легковых и грузовых машин, мотоциклов, автобусов, а также покрышки для промышленных и сельскохозяйственных транспортных средств. Узнать больше о категориях можно здесь.

Штрафы за нарушения правил маркировки шин

Невыполнение предписанных требований влечет административную (ст. 15.12 КоАП РФ*), а иногда и уголовную (171.1 УК РФ*) ответственность.

Производство, хранение, покупка и транспортировка немаркированных шин наказываются денежными взысканиями:

  • 5–10 тысяч рублей — для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • 50–100 тысяч рублей — для ООО.

Штрафы за продажу продукции без кодов Data Matrix:

  • до 10 тысяч — для должностных лиц;
  • до 300 тысяч — для юридических лиц.

Неправильно нанесенная маркировка, а также предоставление ложных сведений о товаре облагается такими же штрафами, как за производство и хранение.

Если стоимость немаркированных шин превышает 1,5 миллиона рублей, предусмотрена уже уголовная ответственность. Виновнику грозит штраф до 100 тысяч рублей и лишение свободы на 4 года.

Также с 1 июля 2021 года введена ответственность за изготовление и продажу шин с поддельными кодами маркировки: штраф до 300 тысяч рублей либо лишение свободы на 3 года и штраф до 80 тысяч рублей.

Примечание. Помимо штрафных санкций при выявлении нарушений полагается конфискация контрафактного товара.

Зачем ввели штрихкодирование шин

На рынке автотоваров существует большой процент подделок и некачественной продукции. Контрафактные шины и покрышки опасны для покупателей, потому что могут стать причиной аварии на дороге. Маркировка шин от ЦРПТ должна избавить рынок от фальсификата и гарантировать подлинность товара.

Любой покупатель может считать код Data Matrix с этикетки с помощью приложения (от «Честного ЗНАКа») на смартфоне и получить данные о: компании-производителе, составе, дате изготовления, сроке годности, эксплуатационных характеристиках и не только.

Вытеснение с рынка контрафактной продукции приведет к улучшению репутации легальных производителей, увеличению прибыли компаний, продающих качественные шины и покрышки. Электронный документооборот (ЭДО), используемый участниками системы, позволяет получать счета, акты, накладные от контрагентов бесперебойно, в режиме онлайн и делает все операции с шинами «прозрачными». По сути, обязательная маркировка защищает интересы всех участников товарооборота.

Правила маркировки шин средствами идентификации

От вида деятельности компании или предпринимателя (производство или реализация) зависит набор правил, которые нужно соблюдать при работе с продукцией с Data Matrix. Как правильно подготовиться к маркировке шин и автопокрышек? У каждого участника процесса своя последовательность действий.

Производителям необходимо приобрести квалифицированную электронную подпись (ЭП), если раньше она не использовалась. ЭП можно получить в налоговой или у ее доверенного лица — аккредитованного удостоверяющего центра. Также нужно настроить электронный документооборот для взаимодействия с партнерами и клиентами. Сведения о передаче шин автоматически будут отправляться в «Честный ЗНАК».

Для печати Data Matrix кодов требуется принтер этикеток. Рекомендуем выбирать устройство с термотрансферной технологией печати. Этикетки, созданные таким способом, более стойкие к негативным воздействиям: истиранию, выгоранию, царапинам. Что важно для продавцов шин, потому как товар часто хранится на улице или на холодных складах.

Необходимо зарегистрироваться в системе «Честный ЗНАК», чтобы работать в личном кабинете. Затем можно подавать информацию об изготавливаемой продукции, заказывать на нее коды маркировки и вводить их в оборот.

Примечание. Для заказа и хранения кодов Data Matrix, а также фиксирования данных о выпуске маркированной продукции понадобится регистратор эмиссий.

Дистрибьюторам и оптовым продавцам также нужна электронная подпись и ЭДО для отправки УПД в электронном формате рознице. Дополнительно потребуется 2D-сканер или терминал сбора данных (ТСД) для считывания, учета, проверки и разбора Data Matrix кодов.

Розничным магазинам помимо покупки ЭП, сканирующего оборудования и регистрации в системе прослеживаемости необходимо обновить программное обеспечение онлайн-кассы, чтобы она поддерживала маркировку. Также заключить договор с оператором фискальных данных (ОФД), который будет передавать информацию с ККТ в «Честный ЗНАК» и налоговую.

Нанесение Data Matrix на шины: что нужно учесть

Data Matrix должны наноситься непосредственно на шины (на протектор или боковую часть) или на товарную этикетку так, чтобы идентификатор не мог отделяться без повреждений. Правила запрещают печатать коды на прозрачной пленке или любом другом оберточном материале, а также перекрывать их какой-либо иной информацией.

Выбор материала этикетки — один из самых сложных моментов, поскольку нужно учесть несколько обременяющих факторов. Шины часто хранятся на улице, подвергаясь негативным воздействиям среды. Также химические составы, которыми обрабатываются покрышки, могут повреждать средства идентификации.

Еще один важный нюанс — условия нанесения. Большая часть материалов наклеивается при температуре +10 °С и выше, а затем «вылеживается» в течение 24 часов для максимального впитывания клея. Но даже нанесенная по всем правилам этикетка может не выдержать скачков температуры при транспортировке товара. Поэтому нужно быть готовыми к тому, что шины придется часто перемаркировывать.

Для выбора подходящего материала рекомендуем протестировать несколько вариантов. Даже одна и та же этикетка, к примеру, на летних шинах может держаться отлично, а с зимних слететь через несколько часов. Все дело в разных типах продукции и защитных составах.

Автоматизируем работу с маркированными товарами! Бесплатная консультация.

В чем сложность продажи шин с datamatrix кодами

Во время продажи шин в чек должен попасть реквизит «Код товара» (тег 1162). Он поступает в кассу путем считывания Data Matrix с помощью 2D-сканера.

Примечание. На шинах можно размещать большие этикетки с кодами маркировки, поэтому для их распознавания подойдет практически любой двумерный сканер. В отличие от других товаров, например, сигарет или лекарств с мелкими, плотными и бликующими кодами маркировки, для шин не требуется оборудование с высокоточным сканирующим модулем.

В отличие от другой маркированной продукции, шины крайне редко проходят через кассовую зону при реализации клиенту. Они, как правило, хранятся далеко от ККТ, в складских помещениях, которые могут вместить весь ассортимент продукции. На остатках обычно находится несколько сотен наименований, причина в большом разнообразии моделей: в зависимости от марки автомобиля, изготовителя и типоразмеров.

Как раньше происходила продажа шин: покупатель оплачивал заказ, продавец пробивал кассовый чек и передавал кладовщику данные о том, какие модели необходимо собрать. Со склада шины доставлялись в шиномонтаж, где их устанавливали на автомобиль заказчика.

Но маркировка шин кодами DataMatrix нарушила привычную схему работы. Главная проблема в том, что в момент создания кассового чека в него нужно вносить сведения о маркировке — тот самый реквизит «Код товара». Без сканирования КМ чек выдавать запрещено, поскольку это нарушает требования закона 54-ФЗ. Получается, что теперь каждую шину необходимо перемещать со склада на кассу, чтобы считать идентификаторы, а потом доставлять к транспортному средству покупателя.

Это занимает много времени и сил, особенно ощутима эта проблема во время сезонной переобувки. Такие перекатывания из одной зоны в другую создают большие очереди. В итоге магазин может потерять клиентов, если не найдет выход из сложившейся ситуации.

Как с DataMobile считать маркировку с шин без перемещений на кассу

Розничные продавцы шин после введения требований обязательной маркировки стали искать решения возникшей проблемы. Один из способов — использовать беспроводные сканеры штрихкодов: они позволяют подойти к шине, распознать код маркировки и вернуться к ККТ, чтобы выдать чек. Но этот вариант подходит только тем, у кого склад располагается в пешей доступности от магазина.

Еще можно работать по схеме с двумя онлайн-кассами: одна находится в зоне отгрузки шин, а другая — у продавца. Как читается маркировка на шинах и производится продажа в этом случае? После оплаты кассир создает чек «Предоплаты», покупатель едет в зону отгрузки и получает товар. Там же кладовщик при помощи сканера распознает коды Data Matrix и выдает еще один чек для окончательного расчета с учетом предоплаты. Такая схема требует затрат на дополнительную онлайн-кассу, не все магазины могут ее приобрести. К тому же не каждый покупатель готов тратить время на перемещение между зоной отгрузки и складом.

Мы предлагаем решение, которое позволяет розничным магазинам работать почти по той же схеме, что была до введения маркировки. Оно «снимает» сразу несколько вопросов: как правильно читать маркировку на шинах, автоматизировать продажу, устранить очереди и упростить учет товара.

При помощи терминала сбора данных и программного обеспечения DataMobile Маркировка можно передавать коды из зоны фактического хранения на кассу без физического перемещения шин.

Как происходит процесс продажи в этом случае:

  • покупатель озвучивает заказ;
  • продавец создает кассовый чек (на данном этапе без кодов идентификации);
  • сведения из чека автоматически отправляются на терминал, находящийся у кладовщика;
  • кладовщик сканирует КМ с шин по полученному заданию;
  • документ с информацией о Data Matrix передается с ТСД обратно на онлайн-кассу, и полученные коды появляются в уже сформированном чеке;
  • кассир выдает клиенту готовый чек с кодами маркировки.

О том, как мы автоматизировали работу с маркированными шинами в розничной сети АрсеналАвто и АвтоКорт с помощью внедрения ПО DataMobile и терминалов сбора данных, рассказали в кейсе.

Решение значительно сокращает время на сбор и обработку заказов за счет того, что кладовщику не нужно перемещать шины к кассиру, чтобы тот считал маркировку. Как и прежде, товары со склада сразу поступают в зону отгрузки или шиномонтажа. Благодаря этому магазин может обслужить больше покупателей и увеличить прибыль.

Помимо передачи кодов со склада на кассу, DataMobile Маркировка позволяет контролировать, что отгружаются именно те шины или покрышки, которые заказал клиент. ПО предназначено для автоматизации учета любых маркированных товаров, легко интегрируется с 1С и другими системами учета, настраивается с помощью выбора параметров.

При изменении требований законодательства не придется покупать другую программу, мы регулярно предоставляем обновления DataMobile Маркировка.

Обязательная маркировка должна положительно сказаться на российском бизнесе. Но сейчас ее внедрение не обходится без нюансов и сложностей для производителей и продавцов шин. Мы рекомендуем внимательно выбирать оборудование и ПО для него, чтобы не только работать в соответствии с законодательными требованиями, но и упростить бизнес-процессы в несколько раз.

Подскажем, какой ТСД из нашего каталога подойдет под ваш бизнес.


Ссылки на материалы, законы, постановления, использованные в статье:

Будьте в курсе!
Узнавайте первыми о наших новостях
Читайте также
Сервис DMcloud: описание и возможности Сервис DMcloud: описание и возможности

Тарифы и варианты лицензирования DataMobile. Управление лицензиями через личный кабинет DMcloud: преимущества и кому подходит. Инструкция по работе в сервисе DMcloud.

RFID, NFC и штрих-коды: сравнение технологий идентификации и сферы применения RFID, NFC и штрих-коды: сравнение технологий идентификации и сферы применения

Особенности применения идентификации по штрих-кодам, RFID-меткам и через NFC. Программа DataMobile для автоматизации на основе технологий штрихкодирования, RFID и NFC.

Терминал сбора данных c ПО DataMobile: простое и функциональное решение для учета товаров Терминал сбора данных c ПО DataMobile: простое и функциональное решение для учета товаров

Критерии выбора терминалов сбора данных. Обзор популярных моделей ТСД. Автоматизация товароучета с помощью ТСД и приложения DataMobile.