Маркировка пищевых растительных масел

Дата публикации: 04.07.2024

В 2023 году на сайте «Честный ЗНАК» появилась новость о предстоящем эксперименте по маркировке масел, в составе которых содержатся растительные ингредиенты. Отечественные производители приняли ее с энтузиазмом, так как появился шанс избавиться от недобросовестных конкурентов. У государства свои планы: очистить рынок от контрафакта.

Расскажем, как происходит маркировка пищевых растительных масел, что нужно производителю и продавцу для учета этих товаров.

Автоматизируем работу с маркированными товарами. Бесплатная консультация!

Маркировка растительных масел: сроки внедрения

Эксперимент по маркировке пищевых растительных масел в России стартовал в конце 2023 года — 25 декабря. Его участники добровольно наносят коды Data Matrix на товары и отчитываются в «Честный ЗНАК» обо всех операциях с этой продукцией.

Завершится эксперимент 31 августа 2024 года, после чего мы узнаем сроки, когда будет запущена обязательная маркировка растительного масла. Минпромторг РФ предлагает ввести ее с 1 октября 2024. С этой же даты — начать обязательную маркировку кормов для животных (эксперименты по идентификации товаров обеих категорий завершаются в один день). 

Но это пока на уровне предложений. Какое решение примет правительство, узнаем со временем. Следите за новостями на нашем сайте.

Маркировка пищевых растительных масел: на какие продукты нужно наносить коды Data Matrix

Осуществляется маркировка пищевых растительных масел:

  • соевого;
  • арахисового;
  • оливкового;
  • пальмового;
  • подсолнечного;
  • кокосового;
  • рапсового.

Маркируют пищевые нерафинированные и рафинированные (без изменения химического состава) растительные масла, их фракции. Кроме того, предусмотрено нанесение кодов маркировки на маргарин, какао-масло, какао-жир.

Для справки! При переработке растительного масла используют разделение продукта на фракции. Они обладают разными физическими и химическими свойствами. Например, одна из его фракций пальмового масла — густая белая масса, используемая для производства кондитерских изделий и спредов. В составе готовых продуктов указывают: растительное рафинированное дезодорированное фракционированное растительное масло.

Правила обязательной маркировки пищевой масложировой продукции не распространяются на масла и жиры, предназначенные для технического и промышленного применения, микробиологического происхождения. Не нужно маркировать БАДы, представляющие собой масляную форму препарата с растительным составом.

Маркировка растительного масла: «Честный ЗНАК», общие правила для всех участников оборота

Для работы с маркировкой пищевых растительных масел всем участникам оборота нужно:

  1. Заказать и получить усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП). Без нее невозможна регистрация в системе мониторинга и дальнейшая работа с маркированными рафинированными и нерафинированными маслами.
  2. Установить программное обеспечение (СКЗИ, драйверы токенов) для работы с электронной подписью.
  3. Зарегистрироваться в «Честном ЗНАКе».
  4. Подключиться к системе ЭДО.

Дальнейшие действия зависят от роли участника на рынке. Расскажем подробнее, что делать производителю, представителю оптовой и розничной торговли.

Производство пищевых растительных масел и его маркировка: действия изготовителя

Производство растительных масел проводится в несколько этапов и включает комплекс технологических процессов. Продукт получают следующими способами:

  • Прессованием — отжимом под высоким давлением из предварительно подготовленного сырья.
  • Экстрагированием — извлечением масла растворителем.

Линия производства растительного масла включает различное оборудование: сепараторы, семеновеечные и семенорушальные машины, вальцовые станки, жаровни и пр. Для упаковки продукта в потребительскую тару используется фасовочная техника. 

Маркировка растительных масел «Честный ЗНАК» содержит следующую информацию:

  • наименование;
  • состав;
  • вес;
  • дату изготовления;
  • срок годности;
  • показатели пищевой ценности;
  • условия хранения продукции;
  • наименование и местонахождение производителя и пр.

Эти же данные должны быть отражены на этикетке бутылки или другой потребительской упаковке — выполняется на линии производства.

Задача производителя — нанесение кодов Data Matrix на масла растительного происхождения и ввод их в оборот. Но прежде нужно:

  1. Стать участником Ассоциации «ГС1 РУС», чтобы получить коды GTIN. Регистрация платная, 3 000 рублей.
  2. Описать продукцию в Национальном каталоге.
  3. Получить доступ к регистратору эмиссии — программно-аппаратному средству для генерации кодов Data Matrix. Бесплатно предоставляется оператором ЦРПТ во временное пользование.
  4. Заказать коды маркировки через личный кабинет на сайте «Честный ЗНАК». Должно быть выполнено условие: на один GTIN — не более 150 000 Data Matrix.
  5. Получить штрих-коды, распечатать наклейки с ними на принтере этикеток. 

Только после этого на производстве выполняют нанесение маркировки на растительное масло, после чего нужно ввести коды в оборот — передать соответствующие данные в систему мониторинга.

Примечание! Движение маркированного растительного масла между собственниками происходит с формированием универсального передаточного документа (УПД), в котором отражены наименования продукции и соответствующие ей коды Data Matrix. Например, отгрузили маркированное масло растительное (оптовая продажа) розничному магазину — создали УПД.

Подберем оборудование для работы с маркированными товарами. Доставим в любую точку РФ!

Что нужно для продажи растительного масла с маркировкой

Задачи представителей торговли — приемка и продажа растительных масел. Оптовик получает продукцию от производителя и реализует партиями в продуктовые магазины. Последние, в свою очередь, осуществляют розничные продажи растительного масла конечному потребителю. В этом случае кассир считывает код Data Matrix с упаковки реализуемой продукции с помощью 2D-сканера и выводит из оборота через онлайн-кассу. Для работы с обязательной маркировкой рознице нужно проверить:

  1. Поддерживает ли онлайн-касса формат фискальных документов 1.2.
  2. Способен ли считыватель сканировать коды Data Matrix.
  3. Поддерживает ли кассовое ПО работу с маркированными товарами. Возможно, его придется обновить до последней версии.

Для автоматического вывода проданной продукции с кодами Data Matrix из оборота нужно заключить соответствующий договор с ОФД.

Предприятия масложировой промышленности, осуществляющие производство пищевых растительных масел, — не единственные, кто выполняет нанесение штрих-кодов на товары. Иногда это нужно делать оптовику и рознице. Например, маркировку пищевых растительных масел выполняют повторно, если этикетка с кодом утеряна. В этом случае представителю торговли нужно заказывать средства идентификации, наносить их на маркируемую продукцию и вводить в оборот.

Обязательная маркировка растительного масла: оборудование и ПО для производителя и розницы

Маркировка растительного масла «Честный ЗНАК» чаще всего наносится на самоклеящиеся стикеры. Для их печати используется принтер этикеток. Рекомендуем купить термотрансферное устройство, которое позволяет получить качественные формы, устойчивые к солнечным лучам, жирам, трению. Примеры моделей принтеров: TSC ML240P (для производства), Godex GE300 (для магазина).

Примечание! В зависимости от того, какого размера упаковка, маркировка растительных масел может быть крупной и мелкой. Это следует учитывать при выборе принтера этикеток — устройство должно поддерживать нужный формат печати.

На производственной линии целесообразно установить камеру технического зрения. Она нужна для автоматического считывания множества штрих-кодов и контроля продукции (определения ее формы, обнаружения дефектов и пр.).

Чтобы сканировать штрих-коды при розничной продаже масла, нужен 2D-сканер. Например, Datalogic GD4520 (ручного проводного типа) или Mindeo CR40 (с креплением на палец).

Для учета масла на складе или в торговом зале рекомендуем использовать терминал сбора данных и установить на него ПО DataMobile с программным модулем Маркировка. ТСД оснащен встроенным сканером 2D-кодов, сенсорным экраном, процессором. Работает от аккумулятора. Терминал сбора данных умеет сканировать штрих-коды, а идентификацию товаров и дальнейшую обработку полученной информации выполняет софт DataMobile. Дополнительный программный модуль Маркировка позволяет:

  • разбирать информацию, входящую в код Data Matrix, проверять его корректность;
  • сверять данные поступлений со сведениями в накладной;
  • формировать документы отгрузки с указанием в них кодов маркировки единичных товаров или групповой упаковки.

ТСД со специализированным софтом используется не только для учета продукции во время ее приемки, отгрузки, инвентаризации. ПО DataMobile способно на большее. Например, проводить переоценку, комплектацию, работать с упаковочными листами. Мобильное приложение для терминала сбора данных бесшовно интегрируется с «1С» (без драйверов). И уже не новость, что DataMobile отвечает требованиям Минцифры и входит в Единый реестр программ ЭВМ и БД.

Для учета маркированного растительного масла в сфере производства, оптовой и розничной торговли рекомендуем модели ТСД Urovo DT40 и АТОЛ Smart.Prime.

В магазине можно установить прайс-чекер — устройство для самостоятельного контроля покупателями своих товаров. Суть его работы: при поднесении штрих-кода ко встроенному сканеру на экране отображается информация о продукции, в том числе ее цена. В свободное от считывания кодов время прайс-чекер может воспроизводить рекламные ролики. Пример модели: Newland NQuire 351. Программное обеспечение для этого вида устройства — DM.Прайсчекер.

Оборудование для учета маркированных товаров можно купить у нас. Вас ждут доступные цены, гарантия от производителя и быстрая доставка по РФ.

Подберем версию DataMobile для работы с маркировкой. Бесплатная консультация!

Будьте в курсе!
Узнавайте первыми о наших новостях
Читайте также
Автоматизация процесса инвентаризации на складе Автоматизация процесса инвентаризации на складе

Правила проведения инвентаризации на складе. Автоматизация инвентаризации в «1С». Как проводить инвентаризацию с ТСД и ПО DataMobile. Что делать, если выявлены недостача, излишки и пересортица.

Автоматизация адресного хранения на складе: этапы и примеры внедрения Автоматизация адресного хранения на складе: этапы и примеры внедрения

На каких складах стоит внедрять адресное хранение. Как внедрить систему адресного хранения: оборудование и ПО. Автоматизация адресного склада c помощью ПО DataMobile: примеры и результаты внедрения.

Система автоматизации склада: как внедрить с нуля и не потратить лишнего Система автоматизации склада: как внедрить с нуля и не потратить лишнего

Программы для автоматизации склада. Как внедрить систему автоматизации склада за 3 шага. Автоматизация процессов на складе с помощью ПО DataMobile.