Маркировка шин 2021: как правильно с ней работать

Дата публикации: 23.06.2021

Маркировка шин

Обязательная маркировка шин — нанесение уникального для каждой единицы продукции средства идентификации, штрихкода Data Matrix. Он позволяет отследить движение товара: от импортеров и изготовителей — далее через оптовых закупщиков, дистрибьюторов и логистические компании — до поступления в магазины, торгующие в розницу — и затем до момента продажи потребителям и выведения из оборота.

Маркировка шин грузовых автомобилей и прочего транспорта была введена в России в 2020 году для того, чтобы закрыть контрафакту доступ на рынок и защитить интересы потребителей и легально работающих компаний, а также облегчить государству борьбу с «теневыми» участниками оборота.

В статье расскажем о правилах работы с маркированными шинами, нормах законодательства в этой сфере и наказании за их нарушение. А также о том, какое оборудование требуется для операций с маркировкой и как упростить товароучет, используя специальное программное обеспечение.

Автоматизируем работу с маркированными шинами!

Обязательная маркировка шин в 2021 году: какой продукции касается

Требования по маркировке касаются не всех шин на рынке. Но все-таки большинство из них должно иметь идентификатор Data Matrix.

Какие шины подлежат обязательной маркировке в 2021 году:

Коды Виды пневматических шин, покрышек
ТН ВЭД ОКПД 2
4011 10 000 3
4011 10 000 9
22.11.11 Для легковых авто
4011 40 000 0 22.11.12.110 Для мотоциклов и колясок для них, квадроциклов, мотороллеров, а также мопедов
4011 20 100 0
4011 20 900 0
22.11.13.110 Для авто, предназначенных для грузоперевозок, а также троллейбусные и автобусные
4011 70 000 0
4011 80 000 0

22.11.14
Для сельхозмашин и иные виды шин, покрышек

Кроме того, обязательны к маркировке сплошные шины, выполненные из резины, или полуавтоматические. Их коды: ТН ВЭД — 4011 90 000 0, по ОКПД 2 — 22.11.15.120.

Не нужно наносить код Data Matrix на авиационные шины (вертолетные и самолетные), камеры из резины, ленты для ободов, шинные протекторы, восстановленные покрышки и те, которые уже были в употреблении. Маркировка для велопокрышек и камер для велосипедов также не требуется, как и для шин, предназначенных для частного использования, а не для массовой реализации.

Маркировка шин: сроки

Внедрение обязательной маркировки для шин в России проходило поэтапно. Сначала провели эксперимент, длившийся с 20 июня по 30 ноября 2019 года. В ходе него импортеры, производители и торговые компании добровольно тестировали методы работы, оборудование и систему контроля за движением продукции.

С 10 января 2020 года можно было маркировать товары по желанию. Однако позднее наличие штрихкодов Data Matrix на них стало непременным условием легальной работы. С какого числа маркировка шин стала обязательной — основные сроки и этапы ее внедрения:

  • С 1 ноября 2020 года — установленные правила по маркировке шин должны выполнять импортеры, изготовители, а также реализаторы, сотрудничающие с ними без посредников.
  • С 15 декабря 2020 года — запрещено ввозить в пределы страны немаркированную продукцию. До указанной даты это разрешалось, как временное исключение для товаров, приобретенных за рубежом до 1 ноября. Однако после этого срока оборот и вывод из него шин без идентификатора являются незаконными.
  • До 1 марта 2021 года — требовалось промаркировать остатки, после чего под запретом абсолютно все операции с шинами, которым не присвоен код Data Matrix.

Что означает маркировка на резине?

Идентификатор Data Matrix, используемый для маркировки, представляет собой комбинацию цифр и букв, преобразованную в штриховое изображение.

Его структура:

  • GTIN-код товара — из 14 символов, обозначает позицию продукции в международном каталоге GS1.
  • Серийный номер товара — уникален для каждого экземпляра. В нем зашифрованы различные сведения (производитель, дата выпуска, из какого материала изготовлен и др.).
  • Проверочные ключ и код. Служат для контроля подлинности идентификатора и его защиты от копирования. Ключ состоит из 4 символов, а код может включать в себя от 44 до 88 знаков (в зависимости от вида продукции). Для шин — 44 символа.

Для разделения перечисленных частей кода используются идентификаторы применения, состоящие из двух символов. Пример того, что означает маркировка Data Matrix на резине — список и порядок указания всех ее элементов:

  • Первым располагается идентификатор применения «01», после него ставится GTIN (например, «04347424674490»).
  • Далее идет идентификатор применения «21». Затем серийный номер. Он может выглядеть так: «6eJIjoWO22Ddg».
  • Следующий элемент — Group separator (« »). Это машиночитаемый символ, выполняющий роль разделителя блоков данных. Имеет код «29» в таблице символов ASCII.
  • Далее идет идентификатор применения «91», после него — ключ проверки. Например, такой: «fpd0».
  • Затем еще один Group separator, потом идентификатор применения «92», после которого указывается проверочный код из 44 символов. Пример: «sz6kSHirXpfMBfqeLboE1aDWC/58zExQUqm1BBkZmk6=».

Маркировочный код или этикетку с ним рекомендуется прикреплять на боковую часть шины или протектор. Строгих правил нет. Стикер должен держаться на поверхности так, чтобы его было невозможно отделить без повреждения. Не разрешается наносить идентификатор на оберточный материал.

Маркировка шин грузовых автомобилей и другого транспорта: правила работы

Мониторинг перемещений продукции по логистической цепочке ведется с помощью информационной системы «Честный ЗНАК». Она создана на базе Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ). Он управляет ее функционированием.

Все участники оборота шинной продукции должны зарегистрироваться в «Честном ЗНАКе». У каждого из них есть свои обязанности в рамках этой системы. Общая схема их работы описана в таблице:

Участники рынка Что должны делать
Компании, занимающиеся импортом или производством

С того момента, когда требования по маркировке шин вступили в силу, их изготовители заказывают коды в «Честном ЗНАКе», наносят их на продукцию, после чего выпускают ее в оборот.

Импортеры поступают несколько иначе. Файл с полученными кодами они пересылают экспортеру. Он печатает этикетки, прикрепляет их к товарам и отправляет импортеру, который после прохождения всех необходимых таможенных процедур вводит их в оборот.

Также импортеры и изготовители формируют коды для агрегированных упаковок, в которых транспортируется продукция. Затем передают сведения об идентификаторах внутри них в систему мониторинга. Выполняя отгрузку товаров оптовым закупщикам, отправляют им УПД (универсальный передаточный документ) с указанием кодов.

Оптовые торговые компании, дистрибьюторы

В ходе приемки сравнивают коды в УПД с теми, что стоят на этикетках поступившей продукции. При их полном совпадении подтверждают приемку на сайте «Честного ЗНАКа» в Личном кабинете. Идентификаторы принятых товаров переходят к ним на баланс.

Когда оптовые поставщики отправляют шины в розничные магазины, то точно так же составляют УПД с маркировочными кодами. Получатели в ходе приемки проверяют, нет ли расхождений. И если все в порядке, то подтверждают приемку и фиксируют этот факт на сайте «Честного ЗНАКа». Опять происходит смена собственника продукции и ее кодов.

Розничные продавцы

Финальный этап — реализация конечным потребителям. Кассир в магазине сканирует идентификатор Data Matrix, он указывается в чеке. Эта информация передается в ОФД (оператору фискальных данных), а оттуда — в базу «Честного ЗНАКа». После этого код получает статус выбывшего из оборота.

Поскольку шины являются громоздким товаром и не всегда находятся возле кассы, то можно распечатать чек предоплаты, не включая в него маркировочные коды. И внести их в завершающий чек, который будет оформлен кладовщиком на складе при сканировании товара и его подготовке к передаче покупателю.

При функционировании онлайн кассы без связи с ОФД передавать данные придется «вручную». Чтобы сделать это, необходимо выгрузить архив из ФН (фискального накопителя). Затем в Личном кабинете в «Честном ЗНАКе» выбрать опцию «Выбытие» и загрузить файл с информацией из накопителя.

Вся «бумажная» работа ведется через ЭДО (систему электронного документооборота). К ней нужно подключиться всем участникам оборота.

Чтобы отправить заявку на получение кодов маркировки для автошин, мотошин и прочих видов этой продукции, необходимо в Личном кабинете в системе «Честный ЗНАК» указать такие данные:

  • ИНН участника оборота и способ выпуска товаров в оборот;
  • необходимое количество идентификаторов;
  • код продукции из реестра описанных товаров и их серийные номера — формируются системой автоматически, но пользователь может сделать это и сам, загрузив список в виде файла в формате CSV.

Перед заказом кодов изготовители и компании-импортеры должны в Личном кабинете описать шины по их полному атрибутивному составу из 13 характеристик. До 1 марта 2021 года можно было проводить описание в сокращенной форме (из 4 характеристик).

С 2020 года ввод в оборот шин с маркировкой необходим не только при их выпуске в России или ввозе из-за границы для дальнейшей продажи, но и при оформлении возврата, перемаркировке (если произошло повреждение или утеря кода) и для продукции, находящейся на комиссии. После того, как коды будут получены, их надлежит выпустить в оборот не позднее, чем через три месяца. Если этого не сделать, то они аннулируются.

Остатки шин на складе: особенности их маркировки

Остаткам немаркированных шин, непроданным до середины декабря 2020 года, необходимо было присвоить штриховые коды Data Matrix и отправить соответствующий отчет об этом в «Честный ЗНАК» до 1 марта 2021 года. Разрешалось делать это по упрощенной схеме, проводя описание такой продукции по краткому атрибутивному составу.

После указанной даты выполнить маркировку остатков шин на складе уже нельзя. Их реализация запрещена.

Маркировка мотошин и других типов: что нужно, чтобы работать с ней

Прежде всего требуется завести учетную запись в системе «Честный ЗНАК». Как это сделать:

  1. Сначала подготовить необходимое ПО — оформить УКЭП (усиленную квалифицированную электронную подпись) на имя главы компании или ИП (в удостоверяющем центре, получившем аккредитацию в Минкомсвязи РФ) и загрузить на ПК софт для работы с ней. А также убедиться, что на компьютере были установлены ОС Windows 7 или Mac OS X 10.8 (либо более поздние версии) и подходящий браузер (Google Chrome 70, Яндекс Браузер 20, Mozilla Firefox 60, Safari 12).
  2. Далее на сайте «Честного ЗНАКа» создать заявку на регистрацию. Указать контактную информацию (данные об электронной подписи, e-mail и телефон).
  3. В течение 24 часов заявитель получит письмо со ссылкой. Нужно перейти по ней и указать сведения, которые запросит система (о компании или ИП, операторе ЭДО, товарах и пр.). После чего ознакомиться с пунктами соглашения с оператором и подписать его.

На этом регистрация завершена. Но помимо нее требуется еще и специальное оборудование, чтобы работать с обязательной маркировкой шин и покрышек в 2021 году:

  • Онлайн-касса, имеющая подключение к ОФД и передающая ему сведения об осуществленных продажах. Она должна уметь формировать тег 1162 (товарный код).
  • Сканер, считывающий 2D-штрихкоды. Есть беспроводные и стационарные/проводные. Первые удобны для использования на складах, когда работники постоянно передвигаются для поиска и сбора товаров, а вторые позволяют с высокой скоростью обслуживать большой поток покупателей в магазинах — в кассовой зоне.
  • ТСД (терминал сбора данных) — нужен в складском хозяйстве для быстрого проведения инвентаризации, приемки и отгрузки. На него устанавливается специальное ПО, благодаря которому устройство считывает маркировочные коды, фиксирует в своей памяти операции с товарами и отправляет эти данные в учетную систему предприятия.
  • Принтер этикеток. На промышленных предприятиях и в крупных логистических центрах обычно используют стационарные устройства с высокой скоростью печати, способные работать при неблагоприятных условиях внешней среды. Для складов среднего и небольшого размера и в ретейле удобны мобильные принтеры. Работники могут свободно перемещаться с ними, на ходу печатать этикетки и прикреплять их на продукцию.
  • Регистратор эмиссии — устройство для передачи кодов из ЦРПТ заказчику и отправки данных об их нанесении на продукцию в «Честный ЗНАК». Необходим изготовителям продукции или импортерам. ЦРПТ предоставляет регистратор бесплатно после подачи заявки в «Честный ЗНАК».

Но не все перечисленное в списке оборудование нужно каждому участнику оборота. Перечни будут несколько отличаться:

Импортеры, изготовители Оптовики, дистрибьюторы Розница
  • ТСД
  • 2D-сканер
  • Регистратор эмиссии
  • Принтер этикеток
  • ТСД
  • 2D-сканер
  • Принтеры для печати этикеток (для транспортных упаковок)
  • ТСД
  • Онлайн-касса
  • 2D-сканер

Кроме того, необходимо, чтобы товароучетная программа, которая используется на предприятии, имела функционал для действий с маркировкой.

Оборудование для работы с маркированными шинами. Подберем за 5 минут.

ПО DataMobile Маркировка — удобное решение для работы с маркировкой резины на авто

Вести товароучет значительно проще, если максимально автоматизировать его. Сделать это можно с помощью программного обеспечения DataMobile Маркировка. ПО подходит для предприятий любого масштаба и позволяет работать с маркировкой резины на авто легко и быстро:

  • мгновенно получать информацию о продукции при сканировании ее идентификатора;
  • сверять поступившие коды маркировки (КМ) с указанными в документации;
  • проводить агрегацию КМ в упаковки/палеты;
  • вводить в оборот коды маркировки;
  • формировать документы отгрузки с указанием кодов поштучно или по групповым упаковкам;
  • печатать штрихкоды на любых принтерах этикеток (стационарных, мобильных).

Софт прошел сертификацию в ЦРПТ и соответствует всем нормам законодательства по маркировке. Может без установки дополнительных библиотек интегрироваться с 1C и другими товароучетными программами. Подходит для моделей ТСД на ОС Android различных производителей, среди них: Zebra, Honeywell, Datalogic, Urovo, АТОЛ и другие. При необходимости ПО может быть установлено даже на обычный смартфон.

Делимся кейсом, в котором мы рассказали, как автоматизировали работу с маркировкой шин в компании «Колесо» и каких результов удалось достичь, благодаря автоматизации.

Регулярно выходят обновления софта в соответствии с изменениями законодательных правил и норм, предоставляется бесплатная техническая поддержка. DataMobile Маркировка позволяет работать с любыми категориями товара в одной программе. Например, если вы продаете сигареты, шины и воду, не понадобится покупать дополнительный софт и переключаться между несколькими ПО. Также в любой момент можно масштабировать программу, перейдя на другую версию (по разнице в цене) или подключив специализированные модули, например: RFID — для учета по радиометкам или ЕГАИС — для работы с алкоголем.

Ответственность за несоблюдение требований закона о маркировке шин в 2021 году

Нарушение норм закона в области маркировки влечет за собой административную и уголовную ответственность. За выпуск товаров без кодов Data Matrix или неисполнение установленного порядка накладываются штрафы:

  • на ИП — 5-10 тыс. рублей;
  • на компании — 50-100 тыс. рублей.

За реализацию, перевозку, хранение и покупку в целях последующего сбыта продукции, на которой нет маркировки, либо она есть, но не соответствует требованиям закона, также полагаются штрафы:

  • для физлиц — 2-4 тыс. рублей;
  • для ИП — 5-10 тыс. рублей;
  • для компаний — 50-300 тыс. рублей.

Во всех случаях шины, на которых не проставлен код Data Matrix или он имеет какие-либо нарушения, — конфискуются (независимо от величины партии) и владельцу уже никогда не возвращаются.

Подведем итоги. В России в 2021 году обязательной маркировке подлежат автошины и большинство других видов шин. Цель — борьба с присутствием контрафакта на рынке, чтобы освободившееся место могли занять легально работающие компании. Участники оборота обязаны пройти регистрацию в информационной системе «Честный ЗНАК» и отчитываться в ней обо всех операциях с товарами.

Помимо этого, для работы необходимо следующее оборудование: ТСД и 2D-сканеры, онлайн-касса, регистратор эмиссии, принтер этикеток. Еще потребуются УКЭП, подключение к ЭДО и «товароучетка», работающая с маркировкой. Для связи аппаратной части с программной нужен специальный софт — DataMobile Маркировка. Он максимально упрощает ведение учета и имеет все необходимые функции для выполнения операций с товарами, прослеживаемыми в «Честном ЗНАКе».

Подберем оборудование и ПО для вашего бизнеса.

Будьте в курсе!
Узнавайте первыми о наших новостях
Читайте также
Терминалы сбора данных Meferi — обзор модельного ряда Терминалы сбора данных Meferi — обзор модельного ряда

Сравнение терминалов сбора данных Meferi. Какой ТСД Meferi купить в зависимости от конкретных бизнес-задач. Автоматизация бизнеса с ТСД Meferi и приложением DataMobile.

Как увеличить оборачиваемость товаров и оптимизировать работу склада без увеличения его площади Как увеличить оборачиваемость товаров и оптимизировать работу склада без увеличения его площади

Способы оптимизировать работу склада. Как посчитать оборачиваемость склада. Как внедрить адресное хранение на складе и автоматизировать товароучет с помощью софта DataMobile и ТСД.

Маркировка товаров в СНГ: средства идентификации, особенности импорта Маркировка товаров в СНГ: средства идентификации, особенности импорта

Какие товара подлежат маркировке в странах СНГ. Знаки маркировки товара в СНГ. Особенности импорта маркируемых изделий в Россию. Как автоматизировать учет маркированной продукции с ТСД и DataMobile.