Маркировка велосипедов стартует совсем скоро — 1 марта 2023-го. Пока же идет согласование и утверждение регламентных процедур. В частности — порядка действий для участников оборота велотоваров.
Расскажем, что означает маркировка велосипедов, нужна ли она для шин и колес, а также обратим внимание на требования к Data Matrix, как и куда его наносить.
Маркировка велосипедных шин и велосипедов в России: сроки запуска и товарные категории
Коды идентификации будут обязательны для четырех групп товаров, а именно:
- Для велосипедов, в конструкции которых предусмотрен двигатель, а также изделий с колясками и без них.
- Велосипедов без двигателей.
- Велосипедных рам.
- Велотранспорта с тремя колесами.
Проверить, включен ли товар в список для прослеживания через систему «Честный ЗНАК» («ЧЗ»), можно по коду ТН ВЭД ЕАЭС:
- 8711;
- 8712 00;
- 8714 91 100;
- 9503 00 100 9.
Маркировка велосипедных шин, в отличие от самих велосипедов, должна была начаться в России еще в ноябре 2020-го. Однако чуть ранее — в феврале 2020-го — Правительство РФ выпустило распоряжение № 216-р*, исключив эту категорию из перечня товаров, которым необходимы средства идентификации. Обязательная маркировка также не нужна для велосипедных покрышек и колес.
Обязательная маркировка шин велосипедов: требования к штрихкоду
Маркировка (в нашем случае велосипедов) предполагает две формы двухмерного идентификатора — прямоугольную и квадратную. Они равнозначны. Внутри Data Matrix расположены квадратные модули черного и белого цвета. На нижней и внешней левой стороне находятся сплошные темные линии. Это L-образная граница, которая определяет параметры символа и его потенциальное искажение.
В одном коде может быть до 2 335 знаков (как цифр, так и букв), а также до 3 116 разрядов чисел. Data Matrix содержит четыре группы данных. Это:
- Код продукции (GTIN) (14 цифр).
- Индивидуальный серийный номер изделия (13 символов — числа, строчные и заглавные буквы латиницы, специальные обозначения).
- Проверочный ключ (4 знака).
- Проверочный код (44 символа).
Первая и вторая группа формируют идентификационный код, а третья и четвертая — проверочный код.
В Data Matrix зашифрованы данные об изготовителе, составе изделия, сроке его службы. Рекомендованный размер штрихкода — 20 × 20 символов. Стоимость одного идентификатора — 50 копеек. В цену не включен НДС.
Маркировка резины на велосипеде: методы нанесения Data Matrix
Для велотоваров предусмотрены наклейки, для велосипедных рам — навесные ярлыки. Стикеры с кодом маркировки велосипедов можно изготовить одним из следующих способов:
- Этикетированием. Компания заказывает печать бирок с кодом идентификации в типографии, а затем самостоятельно наклеивает их на товар.
- Прямым. Data Matrix наносят на этикетку непосредственно на производстве.
Стикеры могут быть как бумажными, так и из синтетической пленки. Первые менее долговечны. Их не рекомендуется использовать во влажной среде. Вторые более надежные. Они устойчивы к разрывам, механическим воздействиям, осадкам, перепадам температур.
Код Data Matrix запрещено печатать на прозрачной оберточной пленке. Изображение двухмерного идентификатора должно быть четким и не перекрываться текстом или иным рисунком.
Правила маркировки велосипеда (за исключением его колес) не конкретизируют, где должна располагаться этикетка с Data Matrix. Но во время пилотного проекта (он проходил с сентября 2019-го по май 2020-го) его участники выяснили, что двухмерную символику удобнее всего размещать на раме или подседельной трубе изделия.
DataMobile и модуль Маркировка — ПО для автоматизации учета товаров с Data Matrix
DataMobile — софт, разработанный в РФ. Предназначен для ТСД, смартфонов, планшетов. Включен в Единый реестр российских программ. Автоматизирует бизнес-процессы в сегментах опта и розницы. Помогает решить такие задачи, как:
- поступление продукции на склад;
- подготовка заказов;
- инвентаризация;
- отгрузка и перемещение продукции.
Софт имеет удобный интерфейс. Настройка параметрическая, осуществляется без программирования. ПО интегрируется со всеми конфигурациями 1С.
DataMobile представлено четырьмя версиями: Стандарт, Стандарт Pro, Online lite, Online. Перейти на более старшую можно после оплаты ценовой разницы.
Дополнением к основным версиям служит программный модуль Маркировка. Софт поддерживает работу со всеми товарными группами, которые прослеживаются через «ЧЗ». Возможности DataMobile с модулем Маркировка:
- разбор двухмерного штрихкода и идентификация продукции;
- проверка уникальности и корректности Data Matrix;
- получение расширенной информации об изделии;
- агрегирование штрихкода в групповые упаковки;
- сверка поступлений (поштучно и по упаковкам) с накладными;
- отслеживание статуса кода маркировки в «ЧЗ»;
- проверка срока хранения изделий.
DataMobile с модулем Маркировка имеет две лицензии. Первая — бессрочная — предназначена только для одного устройства. Вторая — подписка на 1 месяц, полгода или год. Оформляется через облачный сервис DMcloud. В личном кабинете есть возможность управлять подписками. Например, переносить с одного терминала на другой.
Маркировка велосипедных покрышек и шин: последние новости
До середины 2022 года основной объем велоассортимента, представленного в российских магазинах, приходился на импорт. По самым скромным подсчетам этот показатель превышал 70%. При этом 20% отечественного велорынка было теневым.
Последние новости сообщают об увеличении выпуска велосипедов на территории РФ. В Перми в 2023 году возобновят производство изделий под известной маркой «Кама». Планируется, что в продажу они поступят в марте-апреле 2023-го. А это значит, что маркировка уже будет на велосипеде (за исключением его резины).
Итог
Старт обязательной маркировки велосипедов первоначально назначили на 1 сентября 2021 года. Именно тогда должна была открыться регистрация участников оборота велотоваров в системе «ЧЗ». Но позже сроки запуска перенесли на март 2023-го. Символики Data Matrix понадобятся двух- и трехколесным средствам передвижения, а также рамам. Маркировка велосипедных колес не предусмотрена.
Ссылки на материалы, законы, постановления, использованные в статье: