1 ноября 2020 в РФ стартовала обязательная маркировка шин. Процедура выделяется рядом особенностей. В статье рассмотрим все важные аспекты: категории ТН ВЭД, правила нанесения идентификаторов и условия регистрации «учетки» в системе «Честный ЗНАК». Отдельно заострим внимание на способах этикетирования и свойствах наклеек, подходящих для автопокрышек. Подробно расскажем об оборудовании и программном обеспечении, которые потребуются для автоматизации бизнес-задач.
Маркировка автошин: товарные категории, правила и сроки
Под обязательную маркировку попадают новые резиновые пневматические автошины, включенные в следующие группы ТН ВЭД:
- 4011 10 000 — для легковых авто, включая грузопассажирский транспорт, спорткары и автофургоны («каблуки»);
- 4011 20 — для автобусов или грузовиков;
- 4011 40 000 0 — для мотоциклов;
- 4011 70 000 0 — для лесо- и сельскохозяйственных тракторов;
- 4011 80 000 0 — для машин, эксплуатируемых на стройках и в горнодобывающей индустрии;
- 4011 90 000 0 — остальные. В эту категорию входят оставшиеся автопокрышки: для детских колясок, дачных тележек и мотокультиваторов, колесных, вилочных и автопогрузчиков и прочие.
А вот какие шины не маркируются:
- для авиационных судов;
- для велосипедов;
- камеры из резины;
- ленты для ободов;
- взаимозаменяемые протекторы.
Не маркируют восстановленные или побывавшие в употреблении автошины.
Как функционирует система маркировки покрышек и шин
Изготовители и импортеры запрашивают штрихкоды Data Matrix в «Честном ЗНАКе» — для каждого изделия. Средства идентификации можно нанести двумя способами:
- методом крепления наклейки к изделию;
- путем вваривания этикетки непосредственно в резину.
На импортеров возложено бремя организации обязательной маркировки:
- экспортеру передают файловые архивы со штрихкодами Data Matrix или отправляют готовые наклейки — почтой или курьером;
- проверяют, чтобы сотрудники компании-экспортера нанесли соответствующую этикетку на каждую импортируемую автошину.
Промаркировав продукцию, производители фиксируют операцию в информационной системе. Импортеры представляют сведения в «Честный ЗНАК» после прохождения таможенного контроля. И те, и другие вводят автошины в товарооборот.
Участники рынка самостоятельно генерируют транспортные коды-агрегаторы — для идентификации сборных грузов. Информация о штрихкодах Data Matrix, привязанных к товарам, вложенным в единую упаковку, также представляется в «Честный ЗНАК»,
Чтобы организовать оптовую торговлю, подключаются к электронному документообороту (ЭДО). Перед отправкой партии контрагенту оптовик оформляет универсальный передаточный документ (УПД). В документацию добавляются маркировочные коды отгружаемой продукции. УПД визируется электронной подписью (ЭП) и «уходит» контрагенту — через ЭДО. После подтверждения получателем, оператор отправляет документацию в «Честный ЗНАК». Указанные в ней штрихкоды переводятся на баланс (в собственность) контрагента.
Приемка товарной партии тоже проводится через ЭДО. Розничный магазин получает от поставщика груз и выполняет сверку — сканирует штрихкоды с каждой автопокрышки и сравнивает с указанными в УПД. Если все в порядке, документация подтверждается. При обнаружении ошибок или расхождений, УПД отклоняется (вместе с партией товара) или подвергается корректировке — оптовиком по требованию розничного магазина.
Вывод товара из оборота выполняется автоматически — при продаже конечному потребителю:
- кассир считывает штрихкод с помощью сканера;
- сведения об изделии отражаются в чеке — вместе с тегом [M] и маркировочным кодом;
- касса отсылает отчет оператору фискальных данных (ОФД);
- оператор направляет сведения в «Честный ЗНАК», декларируя выбытие изделия из товарооборота.
Важно! Запрет на оборот автошин без идентификаторов действует с 1 марта 2021 года. Исключение — изготовители. За ними остается право на хранение и использование непромаркированной продукции собственного изготовления — в личных целях.
«Новичкам», только что зарегистрировавшим бизнес, дается 7 суток на оформление «учетки» в «Честном ЗНАКе».
Как организовать маркировку автомобильных шин
Участники рынка шин регистрируются в системе мониторинга. Для поддержки защищенного информационного обмена с «Честным ЗНАКом» обязательно понадобятся ЭП и подключение к услугам оператора ЭДО. К софту регистранта предъявляется следующие требования:
- КриптоПро ЭЦП Browser plug-in или Рутокен Плагин.
- Windows 7 (и выше) или OS X 10.8 (или новее).
- Браузеры Google Chrome 70, Mozilla Firefox 60, Safari 12, Яндекс Браузер 20.
- CryptoPro Extension for CAdES Browser Plug-in и криптопровайдер с поддержкой ГОСТ Р 34.10-2012/11-2021 и 28147-89 или Адаптер Рутокен Плагин.
Импортерам и изготовителям потребуется оформить членство и «учетку» в «ЮНИСКАН/ГС1 РУС» — чтобы получить возможность представлять полные описания изделий. Товарные карточки формируются в Национальном каталоге. Участники рынка подключаются к услугам операторов ЭДО — для обеспечения защищенного обмена цифровой документацией не только с системой прослеживания, но и друг с другом. О специализированном оборудовании для маркировки автомобильных шин поговорим подробнее.
Оборудование для работы с маркировкой шин и автопокрышек
Предпринимателям, ведущим расчеты с покупателями, потребуются онлайн-кассы с поддержкой печати тега 1162 («код товара») в чеке. Для приемки, отгрузки и реализации товара, проведения инвентаризации и выполнения других товароучетных операций необходимы сканеры двумерных штрихкодов, «умеющие» работать с Data Matrix.
Совет. Выбирайте 2D-сканер штрихкодов, одобренный экспертами «Честного ЗНАКа». Модель гарантированно справится с чтением Data Matrix.
Для производства этикеток потребуются специализированные принтеры:
- промышленные, с поддержкой печати суточными тиражами до 20 000 наклеек — для крупных производств и импортеров;
- корпоративные, изготавливающие 5 000–10 000 этикеток за смену, — для средних производств и импортеров;
- начального сегмента, с поддержкой печати суточными тиражами до 5 000 наклеек — для небольших производств, оптовиков и ретейла.
Оптовым и розничным магазинам большие тиражи не требуются. Они заказывают идентификаторы Data Matrix для перемаркировки:
- при возврате покупателем изделия с поврежденным штрихкодом или вообще без него;
- если идентификатор испорчен или утерян при транспортировке или длительном хранении изделия на складе.
Совет. Небольшие магазины могут обойтись офисными принтерами, печатающими «листы» формата А4.
Если в планах — маркировка шин и автопокрышек радиометками, компании понадобится принтер этикеток, оснащенный RFID-модулем — считывателем и кодировщиком чипов.
Для автоматизации товароучетных процессов на складе и в торговых залах потребуются терминалы сбора данных. Выбирая ТСД, учитывайте:
- соответствие стандарту пылевлагозащиты — для работы на крупных оптовых и промышленных складах или уличных площадках следует выбирать терминал, отвечающий требованиям IP64 и выше;
- возможности сканирования — для работы в складских локациях с высокими потолками и сложными многоярусными стеллажными конструкциями подходят ТСД с «дальнобойными» сканерами штрихкодов и пистолетными рукоятками, упрощающими прицеливание; для считывания радиочастотных меток потребуются терминалы, оснащенные RFID-модулями;
- мощность АКБ — исходя из средней продолжительности смены с учетом интенсивности нагрузки на ТСД.
Для стабильной работы в беспроводных и мобильных сетях, особенно, при условии систематического использования «тяжелых» приложений в течение 8–12 ч, нужна батарея емкостью не менее 5 000 мАч.
Обязательная маркировка шин и покрышек — автоматизация с DataMobile Маркировка
Специализированное программное обеспечение DataMobile Маркировка предназначено для автоматизации бизнес-процессов любой сложности — как персональных, так и групповых. Наш софт разработан для ТСД и мобильных устройств. Универсальность обеспечивается параметрическими настройками и легкой масштабируемостью:
- Не нужно уметь программировать. Отметьте «галочками» необходимые опции, чтобы организовать и автоматизировать выполнение задач.
- Если требуется расширить функциональность текущей версии, перейдите на старшую. Достаточно доплатить разницу в цене.
Процесс обязательной маркировки шин и покрышек можно полностью автоматизировать. DataMobile Маркировка обеспечивает:
- моментальную обработку большого количества товарных штрихкодов с кодами Data Matrix;
- ввод в оборот маркировочных кодов;
- организацию адресного складского хранения продукции;
- агрегацию кодов маркировки (КМ) в групповые упаковки;
- проверку поступлений по документам из системы маркировки;
- организацию персональных и групповых задач и их распределение — между сотрудниками или отделами компании;
- комплектацию онлайн- и офлайн-заказов;
- формирование отгрузочных документов с указанием КМ поштучно или по упаковкам для дальнейшей передачи в «Честный ЗНАК».
Софт легко интегрируется с 1С и другими «товароучетками». Устанавливать вспомогательные библиотеки и справочники не нужно. Для выполнения операций с товарами из различных категорий — шинами, сигаретами или бутилированной водой — достаточно одной программы.
Чтобы автоматизировать обработку радиометок, подключите к DataMobile Маркировка модуль RFID. С его помощью осуществляется сверка кодов с учетом тегов международного номера товара (GTIN) и «серийника» конкретной единицы продукции (SN).
Делимся проектом, в котором мы автоматизировали работу с маркировкой шин. Заказчик получил комплексное решение: интегрированное с отраслевой программой учета и полностью готовое для работы с системой «Честный ЗНАК».
Маркировка на шинах: какой она бывает
Автошины маркируют кодами Data Matrix, выпускаемыми «Честным ЗНАКом». Согласно постановлению Правительства РФ № 1958, нельзя печатать идентификаторы на прозрачных пленках и других оберточных материалах. Давайте рассмотрим три готовых решения, уже применяемых в отрасли.
Стандартный способ этикетирования
Закон не содержит требований к конкретным областям изделия, на которых должны размещаться этикетки. Также не сформировано четких указаний, касающихся размеров наклейки или самого штрихкода. Тем не менее, разработаны и апробированы рабочие отраслевые решения:
- подходящие области для нанесения этикеток — протектор или боковина;
- рекомендуемые размеры наклейки — от 20 × 20 см.
Совет. Один и тот же штрихкод можно пропечатать на этикетке несколько раз — это снижает риски его повреждения при длительном хранении или транспортировке изделия. В некоторых случаях есть смысл нанести на покрышку две этикетки — одну на другую. Если первая испортится при транспортировке, вторая — резервная — «выживет».
В отличие от большинства товаров, шины продаются без упаковки — это значит, что маркировка наносится непосредственно на изделие. В процессе производства используются агрессивные химсоставы. Промаркировать покрышки обычными этикетками не получится — не будут держаться.
Этикетки для автошин должны быть выполнены из синтетики и снабжены барьерным слоем. Клей тоже нужен специальный. Как правило, применяется текучий, агрессивный, слоем не менее 80 г на м2. Этот клей впятеро толще того, что используется для крепления стандартных ярлыков к товарам.
Ввариваемые этикетки
Одно из решений описывается постановлением Правительства РФ № 1958. Согласно закону, идентификатор наносится методом, не предусматривающим его отделения без повреждений, или дополнительно внедряется в автошину. Речь идет о так называемой ввариваемой этикетке. Нанесение идентификатора на автопокрышку перед вулканизацией — оптимальный метод для производителей. Этикетка с идентификатором наносится на «сырую» шину непосредственно в процессе изготовления. После этого изделие вулканизируют. Марка, «встроенная» в резину, остается в материале до конца жизненного цикла продукции.
Этикетки упомянутого типа выдерживают температуры до 200 °С и изготавливаются только профессиональными типографиями. Помимо прочего, это миниатюрные марки, качество печати которых должно быть не менее 600 dpi — для обеспечения читаемости. Маркировка на шинах под вулканизацию выдерживает экстремальные условия хранения и не деформируется при транспортировке. Этикетку невозможно сорвать или повредить — она используется как элемент «гарантийки».
Этикетки с радиометками
Неосновной, но популярный метод маркировки автошин — внедрение RFID-чипа или нанесение на протектор наклейки с радиочастотной меткой. Способ добровольный и может использоваться любым участником товарооборота — даже небольшим розничным магазином при перемаркировке изделия после возврата. Главное преимущество радиочастотной метки — «многоразовость». Пассивная метка «бессмертна» — сведения, сохраненные на чипе, можно перезаписывать сколько угодно.
Важно! Радиочастотные метки наносятся на автопокрышки в качестве дополнения к штрихкодам Data Matrix.
Закон об обязательной маркировке шин в России: регламент и штрафы
Несоблюдение законов, регулирующих обязательную маркировку шин в России, влечет штрафы (указаны в рублях):
Тип нарушения | Для работников | Для предпринимателей и компаний |
Производство изделий без идентификаторов | 5 000–10 000 | 50 000–100 000 |
Реализация продукции без штрихкодов Data Matrix | 2 000–4 000 | 50 000–300 000 |
Обыватели говорят, что маркировка шин и дисков — это избыточная мера контроля. По их мнению, «черного» рынка автопокрышек не существует. Розничные покупатели опасаются, что расходы бизнеса, включая штрафы, будут компенсироваться из их карманов. По мнению аналитиков рынка, инициатива — маркировать автопокрышки — исходила от отрасли. Проблема не столько в подделках, сколько в контрабанде. Эксперты ЦРПТ убеждены: меры контроля, включая штрафы за незаконный оборот непромаркированной продукции, не окажут влияния на рыночные цены.