Обязательная маркировка шин

Статью проверил эксперт:
Попов Александр
Product manager DataMobile

Обязательная маркировка шин

1 ноября 2020 в РФ стартовала обязательная маркировка шин. Процедура выделяется рядом особенностей. В статье рассмотрим все важные аспекты: категории ТН ВЭД, правила нанесения идентификаторов и условия регистрации «учетки» в системе «Честный ЗНАК». Отдельно заострим внимание на способах этикетирования и свойствах наклеек, подходящих для автопокрышек. Подробно расскажем об оборудовании и программном обеспечении, которые потребуются для автоматизации бизнес-задач.

Поможем выполнить автоматизацию процессов маркировки любой сложности!

Маркировка автошин: товарные категории, правила и сроки

Под обязательную маркировку попадают новые резиновые пневматические автошины, включенные в следующие группы ТН ВЭД:

  • 4011 10 000 — для легковых авто, включая грузопассажирский транспорт, спорткары и автофургоны («каблуки»);
  • 4011 20 — для автобусов или грузовиков;
  • 4011 40 000 0 — для мотоциклов;
  • 4011 70 000 0 — для лесо- и сельскохозяйственных тракторов;
  • 4011 80 000 0 — для машин, эксплуатируемых на стройках и в горнодобывающей индустрии;
  • 4011 90 000 0 — остальные. В эту категорию входят оставшиеся автопокрышки: для детских колясок, дачных тележек и мотокультиваторов, колесных, вилочных и автопогрузчиков и прочие.

А вот какие шины не маркируются:

  • для авиационных судов;
  • для велосипедов;
  • камеры из резины;
  • ленты для ободов;
  • взаимозаменяемые протекторы.

Не маркируют восстановленные или побывавшие в употреблении автошины.

Как функционирует система маркировки покрышек и шин

Изготовители и импортеры запрашивают штрихкоды Data Matrix в «Честном ЗНАКе» — для каждого изделия. Средства идентификации можно нанести двумя способами:

  • методом крепления наклейки к изделию;
  • путем вваривания этикетки непосредственно в резину.

На импортеров возложено бремя организации обязательной маркировки:

  • экспортеру передают файловые архивы со штрихкодами Data Matrix или отправляют готовые наклейки — почтой или курьером;
  • проверяют, чтобы сотрудники компании-экспортера нанесли соответствующую этикетку на каждую импортируемую автошину.

Промаркировав продукцию, производители фиксируют операцию в информационной системе. Импортеры представляют сведения в «Честный ЗНАК» после прохождения таможенного контроля. И те, и другие вводят автошины в товарооборот.

Участники рынка самостоятельно генерируют транспортные коды-агрегаторы — для идентификации сборных грузов. Информация о штрихкодах Data Matrix, привязанных к товарам, вложенным в единую упаковку, также представляется в «Честный ЗНАК»,

Чтобы организовать оптовую торговлю, подключаются к электронному документообороту (ЭДО). Перед отправкой партии контрагенту оптовик оформляет универсальный передаточный документ (УПД). В документацию добавляются маркировочные коды отгружаемой продукции. УПД визируется электронной подписью (ЭП) и «уходит» контрагенту — через ЭДО. После подтверждения получателем, оператор отправляет документацию в «Честный ЗНАК». Указанные в ней штрихкоды переводятся на баланс (в собственность) контрагента.

Приемка товарной партии тоже проводится через ЭДО. Розничный магазин получает от поставщика груз и выполняет сверку — сканирует штрихкоды с каждой автопокрышки и сравнивает с указанными в УПД. Если все в порядке, документация подтверждается. При обнаружении ошибок или расхождений, УПД отклоняется (вместе с партией товара) или подвергается корректировке — оптовиком по требованию розничного магазина.

Вывод товара из оборота выполняется автоматически — при продаже конечному потребителю:

  • кассир считывает штрихкод с помощью сканера;
  • сведения об изделии отражаются в чеке — вместе с тегом [M] и маркировочным кодом;
  • касса отсылает отчет оператору фискальных данных (ОФД);
  • оператор направляет сведения в «Честный ЗНАК», декларируя выбытие изделия из товарооборота.

Важно! Запрет на оборот автошин без идентификаторов действует с 1 марта 2021 года. Исключение — изготовители. За ними остается право на хранение и использование непромаркированной продукции собственного изготовления — в личных целях.

«Новичкам», только что зарегистрировавшим бизнес, дается 7 суток на оформление «учетки» в «Честном ЗНАКе».

Автошины маркируют DataMatrix

Как организовать маркировку автомобильных шин

Участники рынка шин регистрируются в системе мониторинга. Для поддержки защищенного информационного обмена с «Честным ЗНАКом» обязательно понадобятся ЭП и подключение к услугам оператора ЭДО. К софту регистранта предъявляется следующие требования:

  • КриптоПро ЭЦП Browser plug-in или Рутокен Плагин.
  • Windows 7 (и выше) или OS X 10.8 (или новее).
  • Браузеры Google Chrome 70, Mozilla Firefox 60, Safari 12, Яндекс Браузер 20.
  • CryptoPro Extension for CAdES Browser Plug-in и криптопровайдер с поддержкой ГОСТ Р 34.10-2012/11-2021 и 28147-89 или Адаптер Рутокен Плагин.

Импортерам и изготовителям потребуется оформить членство и «учетку» в «ЮНИСКАН/ГС1 РУС» — чтобы получить возможность представлять полные описания изделий. Товарные карточки формируются в Национальном каталоге. Участники рынка подключаются к услугам операторов ЭДО — для обеспечения защищенного обмена цифровой документацией не только с системой прослеживания, но и друг с другом. О специализированном оборудовании для маркировки автомобильных шин поговорим подробнее.

Оборудование для работы с маркировкой шин и автопокрышек

Предпринимателям, ведущим расчеты с покупателями, потребуются онлайн-кассы с поддержкой печати тега 1162 («код товара») в чеке. Для приемки, отгрузки и реализации товара, проведения инвентаризации и выполнения других товароучетных операций необходимы сканеры двумерных штрихкодов, «умеющие» работать с Data Matrix.

Совет. Выбирайте 2D-сканер штрихкодов, одобренный экспертами «Честного ЗНАКа». Модель гарантированно справится с чтением Data Matrix.

Для производства этикеток потребуются специализированные принтеры:

  • промышленные, с поддержкой печати суточными тиражами до 20 000 наклеек — для крупных производств и импортеров;
  • корпоративные, изготавливающие 5 000–10 000 этикеток за смену, — для средних производств и импортеров;
  • начального сегмента, с поддержкой печати суточными тиражами до 5 000 наклеек — для небольших производств, оптовиков и ретейла.

Оптовым и розничным магазинам большие тиражи не требуются. Они заказывают идентификаторы Data Matrix для перемаркировки:

  • при возврате покупателем изделия с поврежденным штрихкодом или вообще без него;
  • если идентификатор испорчен или утерян при транспортировке или длительном хранении изделия на складе.

Совет. Небольшие магазины могут обойтись офисными принтерами, печатающими «листы» формата А4.

Если в планах — маркировка шин и автопокрышек радиометками, компании понадобится принтер этикеток, оснащенный RFID-модулем — считывателем и кодировщиком чипов.

Для автоматизации товароучетных процессов на складе и в торговых залах потребуются терминалы сбора данных. Выбирая ТСД, учитывайте:

  • соответствие стандарту пылевлагозащиты — для работы на крупных оптовых и промышленных складах или уличных площадках следует выбирать терминал, отвечающий требованиям IP64 и выше;
  • возможности сканирования — для работы в складских локациях с высокими потолками и сложными многоярусными стеллажными конструкциями подходят ТСД с «дальнобойными» сканерами штрихкодов и пистолетными рукоятками, упрощающими прицеливание; для считывания радиочастотных меток потребуются терминалы, оснащенные RFID-модулями;
  • мощность АКБ — исходя из средней продолжительности смены с учетом интенсивности нагрузки на ТСД.

Для стабильной работы в беспроводных и мобильных сетях, особенно, при условии систематического использования «тяжелых» приложений в течение 8–12 ч, нужна батарея емкостью не менее 5 000 мАч.

Подберем оборудование для маркировки на любой бюджет!

Обязательная маркировка шин и покрышек — автоматизация с DataMobile Маркировка

Специализированное программное обеспечение DataMobile Маркировка предназначено для автоматизации бизнес-процессов любой сложности — как персональных, так и групповых. Наш софт разработан для ТСД и мобильных устройств. Универсальность обеспечивается параметрическими настройками и легкой масштабируемостью:

  • Не нужно уметь программировать. Отметьте «галочками» необходимые опции, чтобы организовать и автоматизировать выполнение задач.
  • Если требуется расширить функциональность текущей версии, перейдите на старшую. Достаточно доплатить разницу в цене.

Процесс обязательной маркировки шин и покрышек можно полностью автоматизировать. DataMobile Маркировка обеспечивает:

  • моментальную обработку большого количества товарных штрихкодов с кодами Data Matrix;
  • ввод в оборот маркировочных кодов;
  • организацию адресного складского хранения продукции;
  • агрегацию кодов маркировки (КМ) в групповые упаковки;
  • проверку поступлений по документам из системы маркировки;
  • организацию персональных и групповых задач и их распределение — между сотрудниками или отделами компании;
  • комплектацию онлайн- и офлайн-заказов;
  • формирование отгрузочных документов с указанием КМ поштучно или по упаковкам для дальнейшей передачи в «Честный ЗНАК».

Софт легко интегрируется с 1С и другими «товароучетками». Устанавливать вспомогательные библиотеки и справочники не нужно. Для выполнения операций с товарами из различных категорий — шинами, сигаретами или бутилированной водой — достаточно одной программы.

Чтобы автоматизировать обработку радиометок, подключите к DataMobile Маркировка модуль RFID. С его помощью осуществляется сверка кодов с учетом тегов международного номера товара (GTIN) и «серийника» конкретной единицы продукции (SN).

Автошины маркируют кодами Data Matrix, выпускаемыми «Честным ЗНАКом»

Маркировка на шинах: какой она бывает

Автошины маркируют кодами Data Matrix, выпускаемыми «Честным ЗНАКом». Согласно постановлению Правительства РФ № 1958, нельзя печатать идентификаторы на прозрачных пленках и других оберточных материалах. Давайте рассмотрим три готовых решения, уже применяемых в отрасли.

Стандартный способ этикетирования

Закон не содержит требований к конкретным областям изделия, на которых должны размещаться этикетки. Также не сформировано четких указаний, касающихся размеров наклейки или самого штрихкода. Тем не менее, разработаны и апробированы рабочие отраслевые решения:

  • подходящие области для нанесения этикеток — протектор или боковина;
  • рекомендуемые размеры наклейки — от 20 × 20 см.

Совет. Один и тот же штрихкод можно пропечатать на этикетке несколько раз — это снижает риски его повреждения при длительном хранении или транспортировке изделия. В некоторых случаях есть смысл нанести на покрышку две этикетки — одну на другую. Если первая испортится при транспортировке, вторая — резервная — «выживет».

В отличие от большинства товаров, шины продаются без упаковки — это значит, что маркировка наносится непосредственно на изделие. В процессе производства используются агрессивные химсоставы. Промаркировать покрышки обычными этикетками не получится — не будут держаться.

Этикетки для автошин должны быть выполнены из синтетики и снабжены барьерным слоем. Клей тоже нужен специальный. Как правило, применяется текучий, агрессивный, слоем не менее 80 г на м2. Этот клей впятеро толще того, что используется для крепления стандартных ярлыков к товарам.

Ввариваемые этикетки

Одно из решений описывается постановлением Правительства РФ № 1958. Согласно закону, идентификатор наносится методом, не предусматривающим его отделения без повреждений, или дополнительно внедряется в автошину. Речь идет о так называемой ввариваемой этикетке. Нанесение идентификатора на автопокрышку перед вулканизацией — оптимальный метод для производителей. Этикетка с идентификатором наносится на «сырую» шину непосредственно в процессе изготовления. После этого изделие вулканизируют. Марка, «встроенная» в резину, остается в материале до конца жизненного цикла продукции.

Этикетки упомянутого типа выдерживают температуры до 200 °С и изготавливаются только профессиональными типографиями. Помимо прочего, это миниатюрные марки, качество печати которых должно быть не менее 600 dpi — для обеспечения читаемости. Маркировка на шинах под вулканизацию выдерживает экстремальные условия хранения и не деформируется при транспортировке. Этикетку невозможно сорвать или повредить — она используется как элемент «гарантийки».

Этикетки с радиометками

Неосновной, но популярный метод маркировки автошин — внедрение RFID-чипа или нанесение на протектор наклейки с радиочастотной меткой. Способ добровольный и может использоваться любым участником товарооборота — даже небольшим розничным магазином при перемаркировке изделия после возврата. Главное преимущество радиочастотной метки — «многоразовость». Пассивная метка «бессмертна» — сведения, сохраненные на чипе, можно перезаписывать сколько угодно.

Важно! Радиочастотные метки наносятся на автопокрышки в качестве дополнения к штрихкодам Data Matrix.

Закон об обязательной маркировке шин в России: регламент и штрафы

Несоблюдение законов, регулирующих обязательную маркировку шин в России, влечет штрафы (указаны в рублях):

Тип нарушения Для работников Для предпринимателей и компаний
Производство изделий без идентификаторов 5 000–10 000 50 000–100 000
Реализация продукции без штрихкодов Data Matrix 2 000–4 000 50 000–300 000

Обыватели говорят, что маркировка шин и дисков — это избыточная мера контроля. По их мнению, «черного» рынка автопокрышек не существует. Розничные покупатели опасаются, что расходы бизнеса, включая штрафы, будут компенсироваться из их карманов. По мнению аналитиков рынка, инициатива — маркировать автопокрышки — исходила от отрасли. Проблема не столько в подделках, сколько в контрабанде. Эксперты ЦРПТ убеждены: меры контроля, включая штрафы за незаконный оборот непромаркированной продукции, не окажут влияния на рыночные цены.

Специализированное ПО DataMobile — работа без ошибок и штрафов!

Рейтинг статьи

Добавить комментарий

Пожалуйста, оцените по 5 бальной шкале
Будьте в курсе!
Узнавайте первыми о наших новостях
Читайте также
GS1: все о системе стандартизации учета и штрихкодах GS1: все о системе стандартизации учета и штрихкодах

Зачем нужны и где используются штрихкоды. Международная система GS1 в России. Как применяется система GS1 для маркировки. ПО DataMobile для работы с кодами GS1.

Система маркировки товаров «Честный ЗНАК»: что это такое и как  с ней работать Система маркировки товаров «Честный ЗНАК»: что это такое и как с ней работать

Все о системе «Честный ЗНАК»: механизм работы, как подключиться к ней и подать заявку, какое оборудование необходимо для маркировки товаров. Перечень продукции, подлежащей обязательной маркировке.

Обзор терминала сбора данных Urovo DT40 Обзор терминала сбора данных Urovo DT40

Возможности терминала сбора данных Urovo DT40: производительность, сканирование штрихкодов, удобство эксплуатации. Комплексная автоматизация с ТСД Urovo DT40 и ПО DataMobile.