В России маркировка сыра обязательна с 2021 года для импортеров, производителей, оптовых компаний, ритейлеров, предприятий общепита. А с 1 декабря 2023-го участниками процесса обязаны стать и фермерские хозяйства. Правильная маркировка сыра не позволяет появиться контрафактным продуктам на рынке.
Расскажем, как предпринимателю начать работать с «Честным ЗНАКом», какой сыр подлежит идентификации и каковы правила его учета для участников рынка.
Маркировка сыра «Честный ЗНАК»: с чего начать
Чтобы проследить путь маркированного продукта от производства до продажи, в России создана система мониторинга. С того момента, как была внедрена маркировка сыра, «Честный ЗНАК» («ЧЗ») контролирует его движение.
Для идентификации код Data Matrix наносится на упаковку или единицу продукции. Маркировка сыра находится в зоне ответственности производителя. Он заказывает коды, вводит их в оборот, а при отгрузке включает в универсальный передаточный документ. Данные о движении сыра передаются посредством электронного документооборота (ЭДО).
Чтобы работать в «ЧЗ», предпринимателю нужна электронная подпись. Дальше — действовать по алгоритму:
- Создать учетную запись в «Честном ЗНАКе».
- Заключить соглашение на подсоединение к системе прослеживания.
- Описать свою продукцию в Национальном каталоге.
- Выбрать оператора и подключить ЭДО.
- Заказать коды маркировки (КМ) в «ЧЗ».
- Нанести идентификаторы Data Matrix на упаковку, ввести их в оборот.
- Обучить сотрудников правилам работы с маркируемыми товарами.
В зависимости от статуса участника, предпринимателю нужно закупить оборудование: сканер штрих-кодов, онлайн-кассу, принтер этикеток, терминал сбора данных.
Маркировка сыра: какие продукты подлежат обязательной идентификации
Продавать сыр без маркировки нельзя. Обязательной идентификации подлежат продукты, имеющие код ТН ВЭД 0406. А именно:
- мягкие, плавленые;
- твердые, полутвердые;
- невыдержанные молодые;
- тертые и в порошке;
- с благородной плесенью.
Сыры сывороточно-альбуминовые необходимо маркировать, если:
- молочного жира в них содержится больше 5 % от веса сухого вещества;
- продукт будет формоваться;
- сухого вещества в составе — 80–85 % от массы.
Data Matrix наносится на сыры с добавлением фруктов, специй и трав, обезжиренного молока, орехов, морепродуктов, в панировке и тесте, если они сохраняют свойства основного продукта.
Есть и исключения в правилах маркировки сыра. Не нужны цифровые коды:
- товарам, вес которых меньше, чем 30 г;
- профилактическому, диетпитанию;
- образцам для рекламы и выставок;
- продуктам, предназначенным на экспорт и для продажи в магазинах duty free.
Маркировка весового сыра, разделенного на порции, тоже не нужна, об особенностях его учета расскажем ниже.
Маркировка сыра 2023: правила для участников рынка
Давайте разберемся, как происходит получение и продажа сыра, маркировка которого обязательна. До 2025 г. для молока и молокосодержащих продуктов работает объемно-сортовой учет (ОСУ), когда в «ЧЗ» передают информацию о партии:
- общий GTIN;
- количество единиц в упаковке.
Для продуктов со сроком реализации меньше 40 дней ОСУ будет применяться на постоянной основе. Маркировка сыра 2023 имеет свои нюансы для каждого сегмента рынка.
Продажа сыра, маркировка для оптовиков
Оптовые компании приобретают сыр у производителей и продают его ритейлерам и предприятиям общепита. При поступлении товара оптовик принимает его с помощью ТСД и сверяет фактическое количество с данными в УПД. Если есть расхождения, может отклонить поставку полностью или частично.
Отклоненный документ не отправляют в «Честный ЗНАК», а непринятая партия остается на балансе продавца. После подписания накладных в системе происходит смена собственника товара. Таким образом, оптовик не выводит КМ из оборота, а только передает сведения о продаже сыра посредством УПД.
Маркировка весового сыра в рознице
Одна из особенностей в розничной продаже молока, сыра, мороженого, сметаны, творога — в том, что эту продукцию реализуют на разлив и развес. В магазине принимают от поставщика упаковку, на которой нанесен цифровой код. В УПД для такого товара продавец указывает вес.
Головку или брусок делят на небольшие части, весовой сыр маркировать уже не нужно. КМ выводят из системы, передав в «ЧЗ» информацию с упаковки. При сканировании штрих-кода при продаже сыра, онлайн-касса отправляет сведения оператору фискальных данных. А тот информирует «ЧЗ» и налоговую.
Маркировка сыра, правила работы для общепита
Маркировка сыра для компаний сегмента HoReCa тоже имеет свои правила. Продукты здесь используются для продажи и приготовления блюд. Принимая сыр, творог, мороженое, молоко, в общепите проверяют, чтобы поставщик в накладных указал вес. При продаже молочной продукции в упаковке через кассу вывод кода маркировки происходит, как в рознице.
Если сыр применяют в приготовлении блюда, тогда делают списание по причине: «Для собственных нужд». Когда у продукта истекает срок реализации, он выводится из системы с соответствующей пометкой. До 1 декабря 2023 года сведения о выбытии КМ в систему мониторинга передает поставщик — предприятиям общепита этого делать не нужно.
Автоматизация учета маркированного сыра с ПО DataMobile
Автоматизировать бизнес-процессы, связанные с учетом маркированного сыра, поможет ТСД со специализированным ПО DataMobile. Приложение устанавливается на мобильные устройства на базе ОС Android.
Дополнительный программный модуль Маркировка позволяет работать с продукцией, подлежащей идентификации. Софт упрощает процесс учета и позволяет:
- вводить в оборот цифровые коды и отслеживать их статус в «Честном ЗНАКе»;
- агрегировать КМ в групповые упаковки;
- идентифицировать маркированные товары;
- проверять корректность Data Matrix;
- выводить КМ из оборота;
- сверять данные в системе мониторинга и электронных документах;
- создавать отгрузочные документы с КМ.
Программный модуль DataMobile Маркировка совместим с 1С и другими товароучетными системами. Он позволяет избежать ошибок в организации учета маркированной продукции и сократить время выполнения операций по приемке и отгрузке.