Для автоматизации бизнеса сегодня применяются два основных способа идентификации товаров и объектов: при помощи штрих-кодов и RFID-меток. О том, какая между ними разница, в каких сферах деятельности эффективнее радиочастотная технология, какое оборудование и ПО понадобятся — расскажем в статье.
Составляющие RFID-системы
Суть RFID-технологии заключается в том, что объекты помечаются радиочастотными метками. Для их считывания используются специальные ридеры, работающие в том же диапазоне частот. Это и есть первые две составляющие системы, всего же их четыре:
- RFID-метки (теги), содержат информацию о предмете идентификации.
- RFID-считыватели: устройства для распознавания сигнала с тегов.
- RFID-принтеры: для записи данных на радиочастотную метку и печати текста или графической информации на ее поверхности.
- Программное обеспечение для работы со считанной информацией и обмена ею с учетной системой, установленной на ПК.
Радиометки бывают в виде самоклеящихся этикеток или бирок, спрятанных в пластиковый или силиконовый корпус. Есть теги с собственными аккумуляторами (активные) и без них (пассивные, срабатывают на сигнал считывателя).
Различаются радиометки и по диапазону частот. Самые востребованные — пассивные UHF-метки, работающие на частоте 860–960 МГц. Они недорогие и отличаются высокой скоростью передачи данных.
Для распознавания меток используют специальные RFID-считыватели. Это могут быть терминалы сбора данных со встроенным радиомодулем. Можно использовать съемную RFID-насадку с UHF-антенной, которая подключается к мобильному устройству.
Задача RFID-принтеров — распечатать этикетку и закодировать метку. В зависимости от производительности, такие принтеры делят на коммерческие (или промышленные) — более 20 000 этикеток в сутки, настольные — до 5 000, мобильные — до 2 000 штук.
Специальное программное обеспечение устанавливается на RFID-считыватели. С его помощью происходит обработка информации и обмен с 1С.
Несмотря на то, что штрихкодирование дешевле и проще, а RFID-маркировка — дороже, многие выбирают эту технологию из-за существенной экономии времени.
RFID-маркировка: реальное применение
Радиочастотная технология плотно вошла в нашу жизнь: карты-ключи в гостиницах, пропуска в фитнес-центр и карты лояльности — все это примеры использования RFID-системы. Не путайте технологию с NFC — способом ближней бесконтактной связи, которая работает на дистанции не более 10 см. Это важно для сохранения конфиденциальности, и используется для оплаты смартфоном в магазинах.
Рассмотрим, в каких видах бизнеса может помочь маркировка UHF-метками.
Радиочастотная идентификация в розничной торговле
Лидер по использованию радиометок — ритейл. Если продукция промаркирована радиометками, то вся партия принимается на склад одним нажатием на курок RFID-считывателя. Нет необходимости все распаковывать и сканировать штрихкод с каждой этикетки, нанесенной на единицу продукции. Данные сразу попадают в 1С или другую товароучетную систему.
Для ювелирных салонов RFID-метки дают возможность быстро провести инвентаризацию, что важно для предотвращения хищений. Причем «пересчитать» товар можно даже в присутствии покупателей. В случае маркировки штрих-кодами, пришлось бы закрыть магазин на переучет и привлечь к проверке весь персонал.
Чтобы внедрить радиочастотную маркировку в розничном магазине, понадобятся RFID-метки и два вида RFID-оборудования — ридер и принтер с функцией кодирования.
RFID-метки: маркировка основных средств для автоматизации учета
Еще одна область активного применения RFID-технологии: идентификация основных средств компании. К последним относятся, например, станки или другое оборудование. Если оно эксплуатируется на улице, то маркировать такие объекты наклейкой со штрих-кодом непрактично, она просто не «доживет» до следующей инвентаризации. А вот корпусированные радиометки долговечны, так как защищены пластиковой или силиконовой «оболочкой».
Использовать RFID-маркировку ОС целесообразно, если:
- на балансе предприятия много ценного оборудования;
- они расположены на большой территории;
- объекты эксплуатируются на открытом воздухе.
Радиометки помогают следить за сохранностью имущества. Например, на воротах склада можно установить стационарный RFID-считыватель, который позволит отслеживать перемещение объектов.
Инвентаризация основных средств с помощью RFID-тегов проводится одномоментным считыванием сразу сотен меток. К тому же можно провести выборочную проверку (по отдельному подразделению, материально-ответственному лицу и пр.).
Выбирая ридер для считывания меток, обратите внимание на его характеристики. Если он будет работать на производстве, в цеху или пыльном складе, подойдет устройство с высоким уровнем защиты от внешних воздействий — IP68. Если объекты расположены на большой площади, присмотритесь к дальнобойным считывателям.
DataMobile и программный модуль RFID: полная автоматизация работы компании
Чтобы получить максимум пользы от RFID-маркировки, необходимо специальное программное обеспечение. Оно устанавливается на терминал сбора данных, обрабатывает считанную с метки информацию и обменивается ею с 1С.
ПО DataMobile и дополнительный программный модуль RFID обладают достаточной функциональностью для решения бизнес-задач компании. С радиочастотной технологией можно работать на версиях программы Стандарт Pro, Online Lite и Online.
Установив ПО DataMobile на RFID-считыватели, вы сможете:
- перенести информацию с радиометок в 1С и наоборот: работать на терминале с документами из учетной системы;
- создавать на мобильном устройстве новые этикетки для маркировки и отправлять их на принтер для печати;
- проводить инвентаризацию: полную или частичную.
ПО DataMobile включено в Единый реестр российских программ. Софт регулярно обновляется, пользователи получают бесплатную техподдержку.
В нашем интернет-магазине можно купить полный комплект для внедрения RFID: программное обеспечение, метки и другие «расходники», оборудование (считыватели, принтеры).
Посмотрите проекты по внедрению RFID-технологии с ПО DataMobile, реализованные нашей компанией.